Жизнь состоит по большей части из событий ничем не примечательных. Они обыденны и устойчиво повторяют привычный порядок вещей. Но в их ряду иногда происходят на первый взгляд ничем не примечательные события, но приобретающие впоследствии огромное значение, затрагивающее судьбы многих миллионов людей, и радикально меняющих течение исторических событий, облик цивилизации. Таким событием, оказавшим глубокое влияние на все стороны жизни булгар, радикально изменившим их судьбу, было рождение в далекой Аравии, в городе Мекке в семье, связанной корнями с кочевой средой, мальчика Мухаммеда. Его родители Абдаллах и Амина были по преданию далекими потомками Исмаила, прародителя кочевых арабов, но рано умерли. Мальчик вырос в семье дяди. Благородное происхождение ценилось, но особых преимуществ не давало.
Сыны пустыни, кочевники из рода курайшитов, к этому времени изменились. Владение городом и священными местами, где некогда по преданию их легендарный предок Ибрахим (Авраам) воздвиг Каабу – небесный храм, давало им определенный доход. Религиозные праздники, паломничество арабов к святым местам, а так же транзитная торговля превратили бывших кочевников в купцов. Конечно не все, но некоторые из них разбогатели и оттеснили старые аристократические кланы. Родовые обычаи, требовавшие равенства и взаимной поддержки, их уже не устраивали, и к бедным, может быть, не выказывали откровенного презрения, но богатства своего не стеснялись. Ежегодно они снаряжали караваны к своим соседям: ромеям (Ливан), в Ирак (это искаженное название Ирана), в южную, или как ее тогда называли, Счастливую Аравию.
Все остальные арабы жили своей жизнью, то есть тем, что есть. Больших целей себе не ставили. Более того, когда среди них объявился человек, публично объявивший всем, что жизнь надо решительно менять, и строить его на новых принципах, главным из которых было единобожие и отказ от почитания идолов, они попросту высмеяли его. Тот, кому была уготовлена великая историческая роль, в 45 лет после первого публичного оглашения своих целей и задач ничего кроме унижений не испытал. Люди не только отвергли его, но еще долго осыпали насмешками. Но, тем не менее, эта проповедь дала определенный результат: между первыми мусульманами и язычниками возникло противостояние, которое вылилось в борьбу. Никто не хотел уступать. Хотя Мухаммед был твердо убежден в новой вере, но на первых порах ситуация была далеко не пользу. Мусульмане были малочисленны, а противников было много больше, к тому же они были агрессивны. Но качественно противники различались. Мусульмане боролись за веру и были идеологически сплочены, а у другой «партии» таких идей не было. Это было сборище разных людей. Одни из них руководствовались корыстью и видели в исламе угрозу своей власти в городе. Другие – вовлеклись в борьбу только потому, что испытывали неприязнь к новым идеям, а главное к соплеменнику, объявившего себя посланником бога.
(Примечание 7. История ислама – это не только история зарождения и победы новой веры, но это еще история вечной борьбы между новым и старым. Как правило, старая система на первых порах выглядит уверенной и всесильной. Новая, напротив, выглядит слабой и, кажется, обреченной на неудачу. В этой истории многое завесило не только от личности Мухаммеда, цельности и оригинальности его идеологии, но и от воли первых мусульман. Они проявили завидное упорство в отстаивании своих идей. У его противников стройной идеологической системы не было. Потерпев поражение в идеологической борьбе, они потеряли поддержку народа. Очевидно, что подобное развитее событий могло быть только в условиях широкой демократии).
Мухаммеду удалось сплотить арабов Центральной и Западной Аравии на принципах ислама. Перед ним встали новые задачи. В советской исторической литературе, которая не одобрительно относилась к исламу, можно было прочитать, что Мухаммед, подталкиваемый богатой мекканской верхушкой, направил мусульман на завоевание. Но на самом деле эта верхушка настороженно, если не трусливо, восприняла новую акцию. И встречи на поле боя ни с ромейским, ни с иранским «голиафам» не желали. Это не было похоже на привычный им базар. И действительно, первый поход за пределы «острова арабов», в который они отправились с большим воодушевлением, закончился неудачно. При встрече с регулярной армией Византии в длине Мута (Иордания) армия дрогнула. Полководцы, показывая пример, с обнаженными мечами пошли в бой, но армия - не пошла.
Потребовалось время, чтобы они решились на это снова, ибо другого исхода быть не могло. Ни страх перед могучей силой двух великих империй, ни война на два фронта, не испугали воинов Аллаха. Первыми были разбиты ромеи, и весь Ближний Восток и Египет, страны Магриба и Испания оказались в руках арабов. Победы над иранцами принесли мусульманам власть над обширными территориями Востока. На правах наследников они вступили в Среднюю Азию и здесь впервые столкнулись с тюрками и китайцами. Борьба за обладание Востоком была долгой, кроме арабов претензии на ее территории предъявили так же китайцы. Но в 751 году в упорном сражении с китайской армией в долине реки Талас арабы совместно с тюрками нанесли им поражение и почти на тысячелетие задержали китайскую экспансию на запад.
(Примечание 8. Войны арабов имели ту же цель, что и предыдущие, то есть были захватнические. Но цели воны декларировались иначе, они имели четко выраженную идейную направленность. Так сложилась необъятная Арабская цивилизация, объединившая многие народы в рамках единой культуры. Такое объединение на проверку оказалось более прочным и более живучим в сравнении с объединения кочевников. Последние основывались больше на силе, чем убеждениях. Впоследствии арабы с удивлением писали о тюрках: «Они не сражаются ни за веру, ни за толкование (корана), ни за царство, ни за харадж, ни из-за пристрастия к своему племени, ни из-за соперничества (исключая из-за женщин), ни из-за гнева, ни из-за вражды, ни за родину и охраняя свой дом .., а воистину сражаются они (только) ради грабежа).
Такой же не легкой была борьба за обладание Кавказом. Армения, Грузия, Атурпаткан (Азербайджан) к 652 году были сравнительно легко захвачены, но в борьбу за Кавказ вмешались хазары. Первый поход арабов против хазар 653-654 годов возглавил Абд-ар-Рахман. Захватив Дербент, арабы вступили в страну или владение Беленджер (его размещают в долине реки Сулак в Дагестане). Вход в долину реки, где располагались многочисленные булгарские и аланские поселения, закрывала мощная крепость Беленджер. Арабы в течении нескольких дней пытались штурмом взять город, но были разбиты подоспевшей подмогой. Их полководец погиб, а остатки армии бежали. Так впервые встретились между собой в бою арабы и жители страны Беленджер. Это были булгары и аланы.
Вспыхнувшие междоусобицы в халифате временно отвлекли арабов от борьбы за обладание Кавказом. Кавказские страны стали независимы и усилились. Поэтому князь савир Алп-Илтебер (Алп – тюрк. богатырь, а ильтебер – тюрк.-иран. воинский титул), желавший для своего народа независимости от хазарской неволи, вошел в союз этим государствами. Союз был скреплен династическим браком с дочерью князя Албании и принятием христианства (видимо монофизитского толка). Но хазары сурово расправились с ним и с его соседями и наложили на всех тяжелую дань. Но это был политически опрометчивый шаг. Смуты в Халифате закончились, арабы вернулись, и война стала неизбежной.
Начало военным удачам арабов положил полководец Джеррах Ибн-Абдаллах ал-Хакам. В первом же сражении, которое состоялось в 721 году, 25 тысяч арабов разбили 40-тысячную армию хазар. В походе на Беленджер Джеррах встретился с армией беленджерцев. Битва была отчаянной, но арабы взяли вверх. Джеррах проявил милость к жителям и князю Беленджера. Город не был разрушен, а князю он вернул его семью. Так было положено начало исламизации булгар.
Следующий поход арабы направлен против алан Северного Кавказа.
(Примечание 9. Население Кавказа разнородное по языку, но, тем не менее, имеет много общего в происхождении. Одни из них издревле живут в этих краях, это жители Центрального Закавказья, грузины и другие народы. Другие пришли в глубокое историческое время со стороны Ближнего Востока. Расселяясь вдоль Каспия и берега Черного моря, они заняли восточные и западные склоны кавказского хребта. С севера предгорные кавказские степи занимали жители степи скотоводы. Известно, что в III-II веках до н. э. сарматское племя аорсов (в переводе «белые» или «светлые») заняло кавказские степи, но затем они были покорены среднеазиатскими аланами и вошли в их союз. Они не только приняли их имя, но и смешались с ними. Из этих двух потоков в средневековье сложились кавказские аланы. Облик этих алан средиземноморский, а язык восточноиранский.
В раннее средневековье аланы в борьбе с их извечными врагами гуннами потеряли власть в степи, но удержали за собой степи и горные долины Центрального Предкавказья. Это степи междуречья Кубани и Терека и горные и предгорные долины Кавказского хребта. Восточное и Западное Предкавказье заняли булгары, но Восточном упоминаются так же маскуты, вероятно, потомки древних массагетов, предков алан. Интересно, что на западе так же жили в прошлом сарматы и память адыгов удержала воспоминания о происхождение некоторых родов от сармат.
Аланская культура в основе своей сарматская, но оседлая. Аланы на новом месте не отказались от ведения традиционного скотоводческого хозяйство, но оно стало носить в новых условиях отгонный характер. В местах перегона скота они сооружали поселения и занимались земледелием. Как и булгары, строили крепости и цитадели, но делали это более умело. Занимались транзитной торговлей. Через Северный Кавказ проходило одно из ответвлений Великого шелкового пути. С этого они имели определенный доход, а шелка использовали для отделки костюма. По общепринятому мнению создатели современного горского кавказского костюма аланы и черкесы. В основе его халат восточного типа. По-видимому, он был заимствован через эфталитов у среднеазиатов. На ногах носили, как и сарматы, полусапожки, затянутые у щиколоток ремнем. Погребальные обряды разнообразные. Погребения под курганами уступили место бескурганным. Захоронения совершались в катакомбах, ямах с заплечиками, в подбоях и в каменных склепах. В катакомбах захоронения носили коллективный характер, то есть здесь хоронили членов одного рода. По религиозным воззрениям аланы были язычниками, но соседи христиане не оставляли попыток обратить их в свою веру. Известно, что епископ Исраил на глазах у изумленных алан ломал их языческие амулеты и делал из них кресты. Как и все верующие люди, аланы, очевидно, в вопросах веры были наивны.
Аланы сохранили традиционную для кочевников любовь к коню. Поэтому они везде и всегда предстают воинами-всадниками. Вооружение алан походило на вооружение их предков сармат, то есть это одетый в броню (кольчугу) всадник, вооруженный копьем и мечом сарматского типа, при себе имел также кинжал и лук. Вооружение дополнялось булавой, боевым топором и арканом. C VIII века аланы стали пользоваться саблей.
В раннем средневековье доминировали Византия и Иран. Соперничество между ними часто выливалось в войны. И каждый из них желал привлечь алан на свою сторону. Аланы в вошли в состав сасанидского Ирана, их царь имел, как и члены семьи шахиншаха титула шаха.
С усилением хазар попали под их власть. Но интриги византийского двора вынудили выступить их против хазар. Хазары нанесли им поражение, но каган не стал казнить царя алан, а женил его на своей дочери. Видимо хазары считались силой алан и дорожили этим союзом).
В этой войне арабы, пользуясь бездеятельностью хазар, желали ограбить каганат, подорвать его экономическую мощь. Алан не щадили. Их селения были разграблены, а население было уведено в рабство. Это вынудило равнинных алан уйти на север.
По-видимому, после этих событий авторитет хазар в степи упал. Завершающий этап борьбы для хазарского кагана был еще более унизительным. Арабы не стали тратить время на захват столицы, они проникли глубоко в тыл каганата. Известно, что они ограбили селения буртасов, предков мишар. С. Кляшторный полагает, что они переправились через реку Идель (Каму) и ограбили так же селения ас-сакалиба, народа не то славянского, не то балтийского происхождения. Их поселения находились на правом берегу Камы (культура этого народа была обнаружена у аула Имен, отсюда ее название Именьковская культура). А затем где-то здесь они разбили хазарскую армию. Каган был вынужден принять ислам. Это случилось в 737 году.
Результаты войны были плачевны для каганата. Размеры каганата сократились, цветущие в прошлом города и селения, а все они были окружены многочисленными садами, были разорены. Ремесленное производство сократилось. Люди были либо убиты, либо угнаны в рабство. Оставшиеся в живых вынуждены были искать спасения. Многие покинули родину навсегда, и ушли в безопасные регионы, не задетые войной.