Ибрахим (библейский Авраам) - один из самых великих пророков Аллаха. О нём в Коране говориться так: «Есть ли прекраснее верою своей того добродеющего, полностью Аллаху предавшегося и последовавшего за верой Ибрахима? Ведь сам Аллах сделал Ибрахима другом (своим)» (4:125). Также его называют «друг Аллаха» - Халиуллах. Его старший сын Исмаил стал позже родоначальником Арабов, прямым предком Мухаммада (с.а.с.), а его младший сын Исхак стал родоначальником евреев.
Местом рождения этого пророка называют реку Ур, что находится в Междуречье Ефрата и Тигра, позже Ибрахим вёл там деятельность пророка среди находящихся там халдеев. Также, если верить некоторым толкователям Корана, Азар – идолопоклонник, который изготовлял и продавал идолов, упоминающийся в Коране, как его отец, на самом деле был его дядя. А за него вышла уже беременная Ибрахимом жена Таруха – брата Азара.
Царём Вавилона на момент жизни Ибрахима в нём, был Нимрод. Народ Нимрода, как и он сам, были идолопоклонниками. А прорицатель дал Нимроду предсказание о том, что один из младенцев, вскоре родящихся, будет причиной окончания его царства, и вовсе станет предвестником новой, великой религии. И тогда Нимрод издал указ убивать всех младенцев, а беременных же женщин сажать в тюрьму.
Мать же Ибрахима хоть и была беременна, но этого пока что не было заметно, а потому внимания на неё не обратили. Также, она сказала своему муху Азару, что, если он выдаст её и будущего ребёнка, то сможет сделать это после его рождения, и получить за него вознаграждение от правителя. А когда подошло время родов, то она отправилась в пещеру, которая была в окрестностях, и там родила своего сына. А мужу солгала, что младенец умер ещё при родах.
Ибрахима же она втайне вырастила.
Когда Ибрагим достиг совершеннолетия, то всё чаще стал предаваться размышлениям об устройстве мира, его окружающего, и о Творце. Языческие верования он отверг, придя к вере в Аллаха. А позже – и вовсе в открытую выступил против верований язычников. С самых младых лет, Аллах избрал Ибрахима Своим посланником. Общаясь с язычниками, Ибрахим уговаривал их отречься от языческой веры, проповедовал веру в Аллаха. Позже, Аллах ниспослал ему и Свои откровения. Основы веры были изложены на свитках (сухуфах).
Однажды Ибрахим вознамерился показать народу беспомощность их идолов, причём наглядно. Выбрав время народного праздника, и время, когда народ уже разошёлся он вошёл в капище (здание, в котором хранились идолы), и изрубил их всех топором. Оставил он лишь самого главного идола.
И когда люди, увидев Ибрахима, спросили его, не они ли изрубил идолов топором, то спросили его, не он ли это сделал. На что Ибрахим ответил им: «Вовсе нет! Это учинил их старший – этот! Можете спросить их, если они обладают каким-нибудь даром речи!» Ответом ему было: «Они не обладают даром речи, и ты это знаешь». И ответил им Ибрахим: «Так вы поклоняетесь Тому, кто не может вам ни помочь, ни навредить? Презрение вам, также тем, кому поклоняетесь вы, помимо Аллаха! И вы не одумаетесь?»
В итоге, царь Нимрод приказал Ибрахиму явиться перед ним. Ибрахим пришёл и призвал Нимрода уверовать в единого Аллаха. Однако правитель, в своём неверии пошедший до того, что объявил богом себя, отказался. О приказал сжечь Ибрахима живьём. Однако, Аллах вступился за своего посланника, и сделал огонь, в который бросили Ибрахима, только прохладным. В преданиях мусульман говориться о том, что огонь стал для Ибрахима даже прохладным райским садом, в нём он пребывал семь дней.
Выйдя целым и невредимым из огня, Ибрахим продолжил проповедь. Но многие халдеи и теперь отказывались уверовать в Единого Аллаха. Также, неверным остался и царь Нимрод. Даже произошедшее прямо у них на глазах чудо не смогло сломить их неверия и взглянуть на Истину прямо!
Однако некоторые всё же уверовали. Жена Ибрахима Сара, также брат его Харан, и его племянница – эти люди оказались в числе уверовавших.
Далее, Аллах послал на весь народ большие бедствия. Вначале на страну налетело полчище москитов, высасывающих кровь у людей. Один из москитов влетел Нимроду прямо в нос, в его мозг, причиняя тому ужасные мучения. По воле Аллаха, человек, который возомнил себя богом, стал жертвой и был наказан посредством обычного насекомого!
Далее Аллах приказал Ибрахиму уехать в Харран (совершить хиджру). Также вместе с ним совершили Хиджру Сара, также сын брата Ибрахима Лот. Оттуда он ушли в Сирию (Шам), а оттуда – в Египет. Согласно преданиям, Ибрахиму было 38 лет. Во время их путешествия, Лот получил своё пророчество, после которого остался в Содоме.
В то время, в Египте сидел на троне безбожный, жадный до безумия и распутный правитель. Увидев жену Ибрахима – Сару, он решил завладеть ею. Однако как только он начал приставать, то его немедленно хватил паралич. У царя отнялись и руки, и ноги разом. Ка только это произошло, правитель тут же пожалел о своём содеянном, попросил Сару произнести молитву о его избавлении. Сара испугалась, что её и Ибрахима обвинят в убийстве царя и его просьбу исполнила, после чего Аллах отпустил правителя и избавил его от паралича. После, правитель раскаялся окончательно, подарил Саре служанку Агарь и отпустил её с миром.
Ибрахим с Сарой уехали в Палестину, где поселились в местности Сабу. На то время она была тихая и безлюдная. Ибрахим стал заниматься скотоводством, на этом и разбогател. Вскоре Сабу стала густонаселённой и Ибрахим перебрался в Кист, что находится в Сирии.
Сара не могла забеременеть, и по разрешению Сары Ибрахим женился на женщине, которую звали Хаджар. Эта женщина родила ему сына, его назвали Исмаил. Сара ревновала, и Аллах приказал увести Хаджар и младенца в пустыню в том районе, где нынче стоит Мекка, там и оставить. И Ибрахим выполнил это Божественное повеление. Когда Агарь искала воду для младенца, то она искала её между холмами Сафа и Марва, там же архангел Джабриил ударил крылом по земле. На том месте образовался источник чудесной воды – Зам-зам. Агарь и младенец поселились на этом месте, а позже сюда переехали и другие племена.
Позже у Ибрахима родился сын, уже от Сары.
Но перед этим, в то время, когда Сара не могла забеременеть, то Ибрахим, будучи в отчаянии, поклялся, что принесёт своего будущего ребёнка в жертву, как только тот достигнет возраста совершеннолетия.
Вот Сара забеременела, а после и родила. Сына назвали Исмаил.
И когда Исмаил достиг возраста совершеннолетия, Ибрахим приехал в Мекку. Аллах начал испытывать Ибрахима, тот начал видеть сны о приношении своего сына в жертву Аллаху. Эти сны были напоминанием.
Ибрахим страдал, он не хотел делать этого со своим единственным сыном. Подумав, он обратился к своему сыну, рассказав ему о своей клятве перед Аллахом. И Исмаил сказал ему, что отец обязан исполнить собственную клятву.
Заточив нож, Ибрахим взял Исмаила и повёл его на место принесения жертвы. Исмаил шёл спокойно, молился.
Однако, когда Ибрахим занёс над Исмаилом нож, с целью зарезать его, то Аллах послал ему ангела с вестью о том, что Аллах лишь испытывал его, и что Ибрахим это испытание прошёл. А заместо Исмаила Ибрахиму надлежало зарезать ягнёнка, которого Аллах также прислал. И в честь этого события и был установлен праздник, который мы знаем, как Курбан Байрам.
А спустя ещё много лет, Сара родила Исхака.
Ибрахим и Исмаил построили Каабу. Построена она была в Мекке, на том самом месте, где Кааба и стояла ещё во времена Адама, который построил её первым. В одну из стен Каабы Ибрахим установил чёрный камень. Когда строительство Каабы было завершено, Ибрахим обучил Исмаила обряжу Хаджа, сделав его хранителем Каабы. И Исмаил стал совершать Хадж совместно с людьми, принадлежащими к племени Джурхум. Перед своим отъездом в Сирию, Ибрахим возвёл мольбу Аллаху об Исмаиле, стоя на Арафате. А через год Ибрахим совершил хадж уже с Исхаком и Сарой.
Ибрахим, по преданиям, умер в возрасте 175 лет, на территории нынешнего Иерусалима. При жизни Ибрахим был набожным, справедливым, он вёл нескончаемую и непримиримую войну с язычеством, искренне служил Аллаху, на своём Пути он не жалел ни своей жизни, ни малейших средств. Он призывал людей к Аллаху, где бы ни находился. Он звал людей вести праведный образ жизни, не распутствовать, уверовать в Аллаха и жить по его канонам.
Во времена Мухаммада, иудеи и христиане одновременно утверждали, что Ибрахим был из их народа. Отвечая на их заявления, Мухаммаду был ниспослан аят, в нём говорится, что Ибрахим не иудей и не христианин, а преданный Богу «мусульманин» (в данном значении слово используется, как «покорный Богу»), исповедующий единобожие-ханафизм (3:67)