0 товара(ов)
0 руб.



Популярные товары
Описание:

(СКАЗАНИЕ О ДОЧЕРИ ШАНА) . Книга на булгарском (татарском) языке. Поэма написана в 882 г. Эта поэма - эпос была создана до всех русских летописей, за триста лет до поэмы «Слово о полку Игореве»!

Цена: 400 руб.



Название: 100% Булгар
Размер: 
Описание:

Качественная х/б футболка с надписью "100% Булгар"

Цена: 599 руб.



Логин

Пароль



Регистрация

Хасан бин Ясар

Хасан бин Ясар появился на свет в то время, когда правил второй праведный халиф Умар бин Хаттаба.

Отец Хасан бин Ясара был персом, попавший в плен к Персам во время мусульманских походов на их земли.  Позже он попал в услужение к Хайд бин Сабиту, который был известным сподвижником и секретарём Посланника Аллаха (с.а.с.), записывающим Коран с его слов. Зайд очень хорошо знал персидский, вскоре они стали близки с Ясаром.

Когда Ясар принял Ислам, он женился на Хайре, бывшей служанкой у одной из жён Посланника Аллаха (с.а.с.). У них родился сын на 21-ом году Хиджры.

Прошло время, и Хайра отнесла своего сына к Умм Саламе, дабы та нарекла ребёнка его именем. Умм Салама выбрала для младенца имя Хасан.

Хасан провёл раннее детство в доме Умм Саламы, и этот ребёнок был чрезвычайно близок её сердцу. Сама же Умм Салама славилась своими знаниями. Именно посредством неё было передано большое количество хадисов. В то время умение писать было редкостью даже в среде мужчин, но Умм Салама уже обладала этим умением, будучи женщиной. А это уже было величайшей редкостью!

Проходя своё воспитание в доме матери правоверных, Хасан сумел получить огромные знания от Умм Саламы и благодать от Аллаха. Ещё совсем ребёнком Умм Салама водила его к сподвижникам, которые молились Аллаху за него.

Рассказывают, маленького Хасана однажды привели к Умару, халифу. Он взял мальчика на руки, после чего сказал: «Всевышний Аллах! Даруй этому мальчику понимание в религии, сделай так, чтобы он снискал любовь у людей». В дальнейшем, действительно, Хасан стал учёным, причём одним из наиболее знающих учёных из числа табиинов. Он был искренне любим людьми. Известно, что он посещал с целью получить знания Али бин Абу Талиба, Усмана бин Афана, Абу Муссу аль-Ашари, Абдуллу ибн Аббаса, Абдуллу бин Умара, Малик бин Анаса, также многих других – он искал знаний постоянно. Если он слышал, что поблизости от него есть просвещённый человек, он немедленно задавался целью встретиться с ним и побеседовать.

Хасан сам рассказывал, что, в то время, когда ему было около четырнадцати лет, он приходил к матери Умм Салами, и мог уже тогда  дотянуться своей рукой до потолка дома. В то время дома были настолько узенькими и низкими по высоте. Из этого можно видеть, насколько велик был аскетизм в среде, в которой рос Хасан – и неудивительно, что он позже стал одним из праведников, наиболее известных в своё время.

Хасан рос в обществе, которое славилось своим высоким нравом и чистыми помыслами, как в отношении внутри своего общества, так и при контактах с иноземцами. Сердца их были исполнены любовью к Аллаху. Однако годы шли, и Хасан стал свидетелем того, как пустеют сердца самых преданных слуг Аллаха, как люди отходят с пути преданных сподвижников своего Создателя.

В одной из своих проповедей, спустя уже много лет, Хасан говорил: «Горе тебе, сын Адама! Неужели ты моешь обладать силой, способной хоть как-то противостоять Всевышнему? Ведь я видел людей, для которых весь этот мир был менее ценен, чем вся земля у них под ногами. Я видел таких людей, у которых за весь день не было пропитания больше, чем хватало им на небольшой ужин. И он говорил: «Мне не нужно этого» - и отдавал это на пути Аллаха. Чаще даже бывало так, что он сам был куда более нуждающимся, чем тот, с кем он делился».

Также Хасан говорил не раз: «Я видел тех семьдесят человек, что участвовали в битве при Бадре. Увидели бы их вы, сочли бы за сумасшедших. А если бы они увидели лучших из вас, то сказали бы, что они не имеют ничего. А увидели бы худших – то сказали бы, что он не верят в Судный день».

В 37-ом году Хиджры Хасан вместе с семьёй переселился в Басру. Там он и стал известен, как Хасан аль-Басри.

Хасан аль-Басри был свидетелем тому, что сами знания в религии приносят очень мало пользы, если в сердце верующего нет богобоязненности, сострадания, любви к Аллаху, стыда и других качеств, восхваляемых. Он видел такое, что люди, которые читали и даже знали Коран, разбирались в Шариате подробно, совершали те поступки, которые были недостойны самого понятия «мусульманин». И наряду с распространением Шариата и его наук, он придавал очень большое значение науке лечения сердец. Хасана называют основоположником суфизма, как науки. К Хасану же восходит множество цепочек суфийских учителей всех последующих веков. При этом он не придумал абсолютно ничего нового, он просто призывал людей к чистоте и искренности, бывшая среди тех мусульман, среди которых он родился и вырос.

 

Однако не смотря на то, что во времена Хасана обилие мирских благ отдаляло людей от Ахирата, от пути Аллаха, век, в котором он проповедовал, всё же был веком чистоты и праведности. Люди знали цену Знанию и истинным учёным, относились с почтением к ним.

А мы же с вами живём в тот удивительный и непередаваемый век, когда учёным может с лёгкостью прослыть нечестивец, который выучил несколько наук Шариата. А к тому же, к чему призывают учёные – истинные учёные – сердца людей зачастую остаются попросту глухи. Посмотрите сами – сколько вы увидите людей, которые не делают ничего, кроме глупых обвинений в адрес учёных. Их не волнует абсолютно ничего, кроме споров и раздора, в котором они могут выйти победителями. А взамен они не могут предложить абсолютно ничего: ни миру, ни своим близким, ни даже оппонентам по очередному спору. В наш век даже спор перестал быть методом извлечения на свет Истины. Сейчас один спорщик скорее даст себя удавить, нежели позволит признать свою неправоту. Просто потому, что это больно бьёт по его нафсу, а это неприятно. Кормление своего естества – эта болезнь современности.

В наше время мы ещё более нуждаемся в лечении своих сердец, чем во времена Хасана аль-Басри. И есть ли теперь такие люди, взявшие на себя такую ношу?

Хасан аль-Басри обращался к людям с такими словами, которые оказывали на них поистине удивительное воздействие. Эти слова были прекрасны. Способность говорить таким образом была дарована ему Всевышним Аллахом, и ни кем иным.

Посещавшие его собрание люди позднее признавались, что не могли найти собраний, которые бы были хоть сколько-нибудь похожи на эти.

Говорят, что один из его слушателей сказал: «Когда говорит Хасан, такое чувство, словно из его рта падает сияющий жемчуг. Если после него послушать кого-то ещё, то создаётся чувство, что у него изо рта капает рвота» - настолько сильно было впечатление от проповедей Хасана!

Так в чём же секрет Хасана аль-Басри? Почему именно его проповеди обладали такой силой – воздействовать на людей? В чём же был его секрет? А секрет заключался в его великой искренности, с которой он обращался к людям, окружающим его на очередной проповеди. В его совершенстве веры, с которой он обращался к Всевышнему Аллаху. Прежде чем взывать людей к чему-то, сперва он и сам следовал этому.

Также передают со слов современника Хасана аль-Басри: «Хасан подобен такому человеку, который, побывав на том свете, рассказывает всё так, словно видел всё своими глазами».

«Его речи подобны речам великих пророков» - сказал как-то о нём Джахфар ас-Садик.

 

Хасан обладал широчайшими познаниями в самых различных областях наук. Когда он был в мечети Басры, то вокруг него всегда собиралось множество людей, в надежде перенять от него хоть толику всего, что он ведал.

Люди приходили к нему на собрания, и всякий раз находили на них именно то, чего так страстно желало их сердце. Люди приходили к нему за хадисами, и они находили их рядом с Хасаном. Приходили к нему, чтобы выслушать толкование Корана, и уходили удовлетворённые – Хасан разъяснял всё подробнейше и настолько понятным языком, что мог понять абсолютно любой желающий. Были люди, которые находили его и приходили к нему, чтобы научиться его красноречию – и в обучении ему не было подобных Хасану! Приходили люди и просто ради того, чтобы обрести искренность, очистить сердце. И эти люди находили в обществе Хасана решение своих проблем, их лица разглаживались, уходили от него они спокойные и умиротворённые.

Посещавшие его собрания люди восхищались глубиной его познания.

О нём говорил Раби бин Анас: «Что-то около десяти лет я посещал собрания Хасана, и не было дня, чтобы я не слышал от него то, чего не знал».

Также говорил один из его слушателей, приходивших к Хасану регулярно: «Я не знаю и не разу не видел такого человека, который бы знал больше о Райских путях, чем Хасан».

А кроме собрания у мечети было и ещё одно, устраиваемое Хасаном. Однако оно было предназначено не для вопросов Шариата, которых Хасан на этом собрании и не касался. На нём Хасан говорил со своими слушателями о вопросах души и её очищения. Говорил про искренность, её степенях и том, как её добиться. Говорил о том, как стать чистым сердцем.

Эти собрания он проводил у себя дома. Если же на эти собрания приходил какой-нибудь человек, задавая ему вопрос о шариате, то Хасану это не нравилось и он отвечал вопрошающему, что для подобных вопросов всегда есть его собрания в мечети, а здесь они собрались совершенно для иного.

И даже несмотря на то, что самые лучшие из сподвижников Аллаха просили за Хасана, а люди искренне видели в нём наилучшего из табиинов, сердце Хасана полнил страх перед Всевышним.

Рассказывал один из учеников Хасана, что он не раз приходил к своему учителю домой и слышал плач. А порой он видел Хасана совершающим молитву и из глаз его лились слёзы, словно потоком. Однажды он спросил Хасана о столь частых его слёзах. Хасан ответил ему: «О, сын мой! Что же ещё делать мусульманину, как не плакать? Слёзы призывают мусульманина надеяться на милость Аллаха. И если ты сможешь провести свою жизнь в слезах, то сделай это непременно. И тогда, быть может, Аллах смилостивиться над твоей душой. Дошло до нас, что те, кто плачет из-за страха перед Аллахом, не проронят и слезинки, пока не будут они освобождены от Ада».

Со слов Язида ибн Хушаба передают, что тот никогда не видел людей, обладающих большей богобоязненностью, чем Умар бин Абдулазиз и Хасан аль-Басри. Эти люди всегда выглядели так, словно Ад был создан именно для них, и они только и ждали, что их сейчас бросят в горящее, пылающее жаром пекло.

Язид бин Хушайб передаёт, что Хасан говорил следующие слова: «Сын Адама! Я клянусь Аллахом, если ты прочитал Коран, также уверовал в него, то пускай продлиться твоя скорбь в земном мире, усилиться твой страх и увеличиться плач твой».

Хасан однажды увидел молодого юношу, который беззаботно смеялся. Он обратился к нему: «О, сын мой! Ты разве перебрался через Сират?» Юноша ответил: «Нет». «Тогда неужели ты узнал, куда ты попадёшь – в Рай, или же в Ад?» «Нет» - вновь ответил юноша. «Предстоящее так страшно, отчего же ты так беззаботно смеёшься?» Передают, что после этого разговора этого юношу больше ни разу не видели смеющимся.

Хасан не раз говорил, что Всевышний Аллах взял обет с учёных о том, что они должны разъяснять Истину людям, и ничего от них не скрывать. И от исполнения этого великого обета Хасана не могло удержать ничего. Он говорил Истину, невзирая на все обстоятельства и неприятные, и даже опасные ситуации. Его не могло остановить от этого ни порицание со стороны людей, ни опасность для его собственной жизни. Его ничто не могло заставить замолчать, когда он видел несправедливость и отступление от пути Аллаха.

Известно, что Хаджадж бин Юсуф был одним из жесточайших правителей за всю историю исламского мира. Он мог казнить человека за его малейшую провинность. И даже этот факт не мог остановить Хасана от его проповедей – он проповедовал, невзирая на опасность. И люди приходили к нему и слушали его.

Как только Хаджадж начал править Ираком, он немедленно построил в городе Васите величественный дворец и призвал своих подданных посмотреть на него. Стоит сказать, что этот город находится недалеко от Басры.

Туда же направился и Хасан. Но только его целью здесь было не полюбоваться на убранство дворца, а уберечь людей от мирских соблазнов. Как только Хасан увидел толпы людей, которые обходили дворец, будучи восхищенными его величественностью, он обратился к ним с речью. Из всего того, что он сказал им, были и следующие слова: «Ранее мы смотрели на то, что было построено самыми отвратительными из людей, и мы обнаружили, что фараон оказался лучшим из всех строителей, воздвигнув самое высокое из всего того, что когда-либо и где-либо было воздвигнуто. А потом Аллах просто погубил фараона. Если бы только Хаджадж знал, насколько его презрели обитатели небеса, и насколько обманывают его обитатели земли, говоря ему льстивые слова!»

И он продолжал это до тех пор, пока один из тех, кто собрался вокруг него не сказал ему: «О, Хасан, довольно, хватит!» А Хасан ответил этому человека: «Я не могу. Всевышний Аллах взял обет со всех учёных мужей – мы обязаны разъяснять истину. Всегда. Я не буду ничего скрывать».

Позже, до Хаджаджа дошли слухи об этой проповеди. Правитель был попросту взбешён. Он накричал на своих приближенных: «Да к вам пришёл один из рабов басрии, сказав вам всё, что захотел сказать вам! И не один – не один из вас даже не подумал остановить его в эиом! Клянусь Всевышним, за это я орошу вас собственной кровью, сообщество трусов!»

Он отправил за Хасаном полицейских, а потом позвал палача и сказал ему, чтобы тот приготовил плазу и свой меч. А когда Хасан вошёл и увидел палача, готовившегося к казни, то он что-то прошептал. После он, не теряя своего достоинства, подошёл к Хаджаджу. И далее произошло нечто совершенно невероятное: Хаджадж, столь желавший смерти Хасана, вдруг заволновался. Встал, поприветствовал своего пленника, после чего уступил ему собственное место. После чего сел перед ним на пол, и начал говорить с ним, расспрашивая о религии. И Хасан с достоинством, как и подобает истинному учёному, ответил на каждый из его вопросов. После этого Хаджадж произнёс: «Воистину, ты господин всех учёных, Абу Саид!» А после он проводил его, предварительно высказав всё почтение, на которое был способен.

Когда Хасан выходил от правителя, один из привратников, служащих Хаджаджу, подбежал к нему и сказал: «Я видел – твои губи шевелились, ты что-то шептал. Скажи мне, что же ты такое прошептал, от чего произошло то, что мы видели?»

Хасан ответил ему: «Я всего лишь сказал: «Мой Владыка! Я прошу у Тебя Твоей милости, поддержки в момент скорби. Прошу тебя: сделай месть этого человека миром и прохладой для меня, как однажды уже сделал миром и прохладой огонь, которым пытались сжечь Ибрагима!»»

Однажды один человек пришёл к Ибн Сирину, известному среди людей толкователю сновидений и сказал ему, что видел в своём сне, как некая птица залетела в мечеть, и своим клювом забрала из неё лучший из всех камней, что там имелись. И Ибн Сирин сказал ему: «Если твой сон правдив, вскоре Хасан аль-Басри умрёт».

И вскоре, в пятничную ночь в месяце Раджаб, на 110 году Хиджры, Хасан аль-Басри ушёл в Ахират. В то время он был в возрасте 89-и лет. После того, как прошла пятничная молитва в главной соборной мечети в Басре, в которой и прошла значительнейшая часть его жизни – в ней он проповедовал, учил людей истине, учил их очищать своё сердце – там же над ним и совершили погребальную молитву. После чего люди пошли хоронить его. И в этот день в соборной мечети Басры не было послеобеденной молитвы – этот случай был единственным подобным за всю историю этой мечети. И это произошло просто потому, что некому было читать эту молитву – все люди вышли провожать в последний путь Хасана аль-Басри. И город полностью опустел.

Как говорил Кадада: «Говаривают, что на земле есть всего семеро, ради которых Аллах ниспосылает с небес дождь и отводит от планеты беды. И у меня есть надежда, что Хасан является одним из этих семи людей».

Лидогенерация BulgarPromo - продвижение сайтов
Профессиональное создание сайтов