Учение Абу Ханифы – было одним из первейших мазхабов, которые сложились в мире Ислама.
Сам же Абу Ханифа родился в Куфе, в 699 году Хиджры. Дед его был из Афганистана, там принял Ислам. Отец же его встречался и общался с Аби бин Абу Талибом, тот молился за него, также и за его потомков.
Абу Ханифа рос в своём родном городе, уже в детстве будучи свидетелем приезда в него Анаса бин Малика. В Куфе в те же годы жил Абдуллах Абу Авфа – другой великий сподвижник.
Абу Ханифа учился у самых крупных богословов, а позже прославился своими глубокими познаниями касаемо религиозных вопросов. Славился он и своим нравом. Многие современники рассказывали о его терпении, благочестии, и милосердии. Он часто размышлял и очень не любил пустых бесед. Однако это не мешало ему быть чрезвычайно дружелюбным и приветливым человеком.
Он обеспечивал свою семью полностью самостоятельно, невзирая на свою огромную известность. Зарабатывал деньги торговлей. Своё положение, известность никогда не использовал, чтобы приблизиться к нынешним правителям. В своё время ему была предложена должность судьи наместником Куфы, однако государственные дела его отнюдь не прельщали, и потому он отказался, опасаясь искушения земными благами и высокой ответственности в этой работе. Ему пригрозили плетью в случая отказа, но даже это не могло заставить его согласиться.
Абу Ханафи достиг больших высот в области богословия, имея в своём распоряжении глубокое знание Корана, прекрасно зная арабский язык, а также зная жизненный путь своих предшественников. Он успешно разрешал спорные проблемы, опираясь на хадисы Пророка и аяты в Коране. Метод исправления решений, который был назван впоследствии «истихсан» ввёл в практику именно он.
Абу Ханифа являлся весьма выдающимся представителем школы, ученики которой были сторонниками умозаключений. Он разработал религиозно-правовые принципы, их подхватили и развили в своих трудах его ученики. Особую известность в дальнейшем получили: Мухаммад аш-Шейбани и Абу Юсуф.
Абу Ханифа умер в 767 году Хиджры Багдаде. После себя он оставил ряд теологических трактатов, труд, ставший очень известным «Аль-Фикх аль-акбар» и сборник хадисов «Муснад». Многие мусульмане и по сей день получают баракат, посещая могилу Абу Ханифы.
Абу Ханифа был человеком набожным, богобоязненным. Он был отрешён от мирского, Своё знание он расходовал на пути Аллаха.
О его набожности мы можем узнать из информации, которая дошла до нас от Ибн аль-Мубарака. Он говорил об Абу Ханифе: «Этот человек обладал мужской доблестью и благочестием, совершал множество молитв» От Хаммада ибн Абу Сулаймана мы знаем, что Абу Ханифа проводил половину ночи не в тёплой постели, а в поклонении Аллаху.
Передают, что однажды два прохожих шли по улице и увидели Абу Ханифу. Один показал на него пальцем и сказал другому: «Вот, посмотри. Это – тот, кто проводит в молитве все ночи напролёт». Услышав об этом, Абу Ханифа действительно начал молиться всю ночь, целиком. Когда его спрашивали о причине, он говорил: «Иначе, мне просто будет стыдно перед Богом, люди не должны приписывать мне качества поклонения, которыми я не обладаю».
Касаемо его отрешённости от всего мирского, то об этом мы знаем со слов Раби ибн Асима: «Меня отправил к нему (к Абу Ханифе) Язид ибн Умар Хубайра, дав поручение – уговорить Абу Ханифу стать распорядителем казны. Я предложил ему, он отказался и был подвергнут двадцати ударами плетью. Однако он перенёс наказание, и всё же не взял в руки власть»
Поведал о Абу Ханифе и Аль-Хакам ибн Хишам: «Мне однажды рассказали об Абу Ханифе. Султан пожелал, чтобы он выбрал: быть распорядителем его казны, либо получить по спине кнутом. Однако Абу Ханифа пожелал принять удары на свою спину, чем управлять казной! Наказание земное показалось для него куда привлекательнее, чем наказание от Всевышнего, и соблазны Шайтана».
Однажды, в присутствии Ибн Мубарака нелестно отозвались об Абу Ханифе. Услышав, он оборвал говорящего и сказал: «Знаете, кого вы поносите? Вы поносите сейчас человека, которому был предложен без остатка весь этот земной мир, а он от него бежал».
Также со слов Мухаммада ибн Шуджа мы знаем, что Абу Ханифе однажды сказали: «Абу джафар аль-Мансур велел дать тебе десять тысяч дирхемов в награду». И был назначен день передачи денег.
А Абу Ханифа в тот день помолился утром, а после закутал себя с головы до ног накидкой, и совсем перестал разговаривать. Когда пришёл посланник от халифа, Абу Ханифа не говорил с ним. Один из тех, кто присутствовал, сказал: «Он говорит отдельными словами даже с нами, это его обычай». Тогда аль-Хасан, посланник от халифа, велел положить мешок с деньгами в угол дома.
После этого, Абу Ханифа написал завещание, в котором наказал своему сыну: «Когда я умру, и вы меня похороните, то возьми тот кошель в углу моей комнаты и отнеси его аль-Хасану, сказав: «Вот то, что ты оставил на хранение Абу Ханифе»»
Абу Ханифа мог стать верховным судьёй Багдада, но он отказался от этого, сказав, что для этого не годиться. Однажды его спросили: «Почему?». Он ответил: «Если я прав в том, что не годен для данной должности, то я для неё и не гожусь. А если же я лгу, то лжец не имеет никакого права занимать должность судьи».
Касаемо знаний Абу Ханифы о будущей жизни, о пути к ней и религиозных предписаниях, то об этом говорит его сильнейшая богобоязненность, набожность, также отрешение от любого мирского и здесь, в земной жизни. Ибн Джурайдж однажды сказал: «Я слышал про этого куфийца, Абу Ханифу. Слышал, что он очень боится Всевышнего». Говорил Шурайк ан-Наха: «Абу Ханифа был молчаливым, большую часть времени погружён в размышления об Аллахе, думая о Его величии. Абу Ханифа был очень немногословен с людьми». Это всё – очевидные признаки, указывающие на его обладание неким тайным знанием, и на занятие только самыми необходимыми и важными религиозными делами, поскольку только тот, кому было даровано молчание, отрешение от мирского, обладает Знанием.
В наше время последователи Ханафийского мазхаба – это половина всех мусульман. Распространён он в Ираке и Турции, Ливане и Сирии, Пакистане и Афганистане, Китае и Индии, Боснии и Албании. Преобладающее количество мусульман в России также держаться этого мазхаба. Пожалуй, исключение здесь составляют лишь чеченцы, дагестанцы и ингушеты. Остальные все в мазхабе, который основал Абу Ханифа.