Абубакр Ахмад ибн аль-Хусейн ибн Али ибн Абдулла ибн Муса аль-Хусравжирди аль-Хурасани, более известный просто как аль-Байхаки, родился на свет в 384 году Хиджры, в месяц Шабан. Родился он в селении под названием аль-Хусравжирди в районе аль-Байхак. Этот район находится совсем недалеко от Нейсабура, если говорить о его названии в современном Иране.
Аль-Байхаки приобщился к познанию и к наукам с самых малых лет. В самые молодые годы он уже начал осваивать науки в Хусравжиди – в своём родном городке. Далее, уже в период своей юности, он перебрался в Байхак, где начал обучение у многих учёных того города. После чего отправился в Нейсабур, а в то время Нейсабур был самым настоящим городом учёных, центром познания.
Говорят, что один из известнейших учёных того времени, Хатиб аль Багдади перед собственным путешествием в поисках познания советовался со своим собственным учителем, куда же ему направится – в Нейсабур, или же в Египет. И учитель ему ответил: «В случае, если ты поедешь в Египет, то ты отправишься туда только ради одного, и если не достигнешь его, то поездка твоя окажется целиком и полностью напрасной. В том же случае, если ты решишь ехать в Нейсабур, то в Нейсабуре множество очень крупных учёных, и даже если ты не достигнешь и не застанешь одного, то у тебя в распоряжении для познания всегда будут другие».
Когда аль-Байхаки достиг возраста 15-ти лет, то он начал обучаться в том же Нейсабуре, у здешнего крупнейшего учёного, аль-Хакима. В то время аль-Хакиму было уже около 80-ти лет, имя его было прославлено на весь исламский свет. И к нему отправлялись с самых дальних уголков мира только ради того, чтобы получить шанс обучаться у него. И только самые способные из пришедших к нему становились его учениками, и могли получать от него знания.
Несмотря на то, что в то время аль-Байхаки был очень юн, он стал одним из лучших учеников аль-Хакима и за те пять лет, что он провёл возле своего учителя, он получил столько знаний, сколько другие люде не получили и за весь свой жизненный пройденный путь. В своих книгах, которые аль-Байхаки написал в дальнейшем, он приводит множество хадисов, которые он получил от аль-Хакима, своего учителя.
После обучения у учёных людей в Нейсабуре, аль-Байхаки начал ездить по городам исламского мира, ища знаний дальше. Он был в Персии и Ираке Он искал, находил и обучался в учёных столицы всего Халифата – Багдада! Он посетил также Мекку и Медину, а также множество других городов в поисках всё тех же знаний – он был поистине неутомим в жажде своей!
Аль-Байхаки провёл около 30-ти лет в странствиях, за время которых он приобрел множество наук у самых известных учёных всего исламского мира.
А потом он просто возвратился в Багдад, где начал писать книги и завёл собственных учеников.
Как мы можем видеть, в числе его учителей были известнейшие авторитеты ,в самых различных областях наук. В их числе были учёные хадиса, как аль-Хаким, также очень авторитетный в вопросе хадиса аль-Марузий, и один из величайших учёных акид Ибн Фурак, помимо них он учился у суфийских шейхов Абу Мухаммада Абдуллы ибн Юсуфа аль-Асбахани, а также Абу-Абдуррахмана ас-Сулами. От них, кроме широчайших знаний хадисов, он получил ещё и богатое духовное воспитание.
Обо всех учителях, которых избрал для своего просвящения аль-Байхаки нет никакой возможности рассказать путём одного автора и одной единственной статьи!
Многое можно сказать и про его труды.
Аз-Захаби писал о них: «Все книги аль-Байхаки до единой имеют очень большую ценность и пользу. Очень мало кто настолько основательно подходил к самому написанию книг, как аль-Байхаки Каждому учёному следует непременно обращать много внимания на его книги, в особенности на книгу «Сунан аль-Кубра»»
А имам аль-Джувайни, который был прозван имамом аль-Харамайн, однажды сказал о нём: «Нет шафиитского учёного, который бы не был обязан имаму аш-Шафии, но кроме аль-Байхаки, поскольку сам аш-Шафии обязан его абсолютно за все письменные работу в поддержку его собственного масхаба!»
Данные слова, от крупнейшего учёного фикха на то время являются свидетельством того, что аль-Байхаки превосходно разбирался и в фикхе. Данный факт подтверждает и комментарий аз-Захаби, который был дан им к словам аль-Джувайни, имама: «Абу Мали был прав. В том случае, если бы аль-Байхаки решил создать мазхаб лично для себя, в котором он мог бы делать иджтихад, то он был бы способен на это – из-за всех своих знаний и широкой осведомлённости в разнотолках!»
Аль-Байхаки написал величайшее множество книг на тему самых различных областей знаний. Под его авторством труди и по хадису, и по фикху, и по жизни Посланника Аллаха (с.а.с.). Также он писал труды по акыйде, и по зухду (по вероубеждению, и по аскетизму). До наших времён и до нас дошли лишь некоторые из его книг. Мы перечислим некоторые из них, поскольку они являются известными:
«Сунан ал-Кубра»
Эта одна из известнейших книг аль-Байхаки, она является сборником хадисов. Её можно, безо всякого сомнения, с лёгкостью включить в десять самых известных ,а также самых полных собраний хадисов в мире.
Все учёные Ислама придавали и придают огромное значение данной книге. Говорят, что при жизни аль-Байхаки, один из известных учёных Абу Мухаммад (отец имама аль-Харамайн) тратил огромные средства на приобретение этой книги, пока ему не удалось её получить.
Также, очень многие учёные утверждали, что попросту нет книг, подобных этой в вопросе касающимся хадисов.
«Аль-Марифату фи сунани ва ль-асар»
Касаемо этой книги, то про неё писал ещё Тажуддин ас-Субки: «Это одни из таких книг, которая обязательна для любого учёного, принадлежащего к шафиитскому масхабу».
Передают тот факт, что, когда аль-Байхаки создавал эту книгу, то один учёный видел в своём сне имама аш-Шафии, держащего в своих руках эту книгу. Имам говорил: «Сегодня я занимался переписыванием семи частей из книги аль-Байхаки»
Также, другой учёный видел в своём сне имама аш-Шафии, находящегося в мечети и говорящего: Сегодня узнал я некий хадис, который был упомянут в книге, написанной факихом Ахмадом (аль-Байхаком)
Также, есть рассказ другого учёного. Он держал в своём сне ларец, который был поднят к нему. И от ларца шло свечение. Тогда он удивился и спросил: «Что это такое?». Ему ответил голос: «Это книги аль-Байхаки».
Об этих снах есть мнение имама Захаби: «Это всё достоверные сны. Все труда хафиза аль-Байхки на самом деле имеют такую большую ценность, они все – достояние уммы. Очень мало, кто достиг подобного уровня в ясности изложения, и самих излагаемых знания. Каждому из живущих учёных совершенно необходимо ознакомиться со всеми его книгами. В особенности следует читать «Сунан аль-Кабир»»
«Аз-Зухду ль-Кабир»
Эта книга посвящена аль-Байхаки аскетизму и богобоязненности. В ней же можно прочитать слова, которые говорил Посланник Аллаха (мир ему), также его сподвижники, многие учёные и суфийские шейхи об аскетизме. Книга очень полезная, а в особенности в наше время, когда столько людей обманывается мирскими соблазнами, не думая о самовоздержании и самосовершенствовании.
«Манакибу аш-Шафии»
Данная книга является биографией имама аш-Шафии. Внутри рассказывается о том, как жил великий имам, также подробно рассказывается о его знаниях, достоинствах, праведности. Данный труд – это самая основательная и полная биография аш-Шафии. Каждому мусульманину, а в особенности последователю шафиитского халифата следует непременно прочитать данную книгу.
Однако, именно на этой книге мы и остановимся подробнее. В наши дни есть некоторые заблудшие люди, которые пользуются цитатами из этой книги, вырывая её из контекста, с их помощью пытаясь ввести в заблуждение мусульман.
Ослеплённые ненавистью к Истине, а также готовые на подлоги и ложь для того, чтобы достичь своей низкой цели, эти люди приводят некоторые цитаты, взятые из этой книги. Из цитат, вырванных из контекста, можно понять, что якобы аш-Шафии являлся противником души Ислама – суфизма. Однако, самый поверхностный анализ данного текста сразу указывает на тот факт, что подобные убеждения являют целиком и полность. неверными.
Как пример, вот цитата, которую приводит в своей книге аль-Байхаки: «В том случае, если мужчина окунулся в идеологию суфизма с утра, то в обед мы не найдём его никем, кроме умалишённого».
Заблудшие, указывающие на данную цитату, как свидетельство неприятия аль-Байхаки суфизма неправы. Они никогда не приводят разъяснение, которое сам же аль-Байхаки и даёт после слов аш-Шафии. Никто не знал жизнь аш-Шафии лучше, чем аль-Байхаки (само собой, и самого аш-Шафии), и, если бы аш-Шафии являлся противников суфизма, то и сам аль-Байхаки был бы противником того же самого!
Сам аль-Байхаки говорит об этой цитате, приводимой заблудшими в доказательство своих неверных слов: «Я говорю, что он имел в виду тех, кто вошёл в суфизм и довольствуется только внешней формой, без принятия содержания, уклоняясь от истинной сути суфизма. Подобные люди уклоняются от любой работы, также возлагают свои проблемы на других мусульман, не думают о них и не исполняют никаких обязательств перед ними. Они не приобретают знания, и не поклоняются Аллаху подобающим образом»
Но отчего же люди, приводя слова из книги аль-Байхаки, не приводят его собственное разъяснение по этому поводу, и не объясняют, что имел ввиду сам аш-Шафии?
Люди, утверждающие непринятие аш-Шафии суфизма, не думают о том человеке, от которого приводил цитаты аш-Шафии аль-Байхаки. Цитаты были приведены им от учителей Абу Абдуррахмана а аль-Хакима, а они были суфиями. Абу Абдуррахман и вовсе, был известным суфийским шейхом.
Также, сами цитаты аш-Шафии дошли через цепочку суфиев. Если суфии после своего вступления в тарикат становятся глупцами, то зачем им опираться на цитаты аш-Шафии, дошедшие до нас через суфиев? Здесь нет логики. Да убережёт нас Аллах от тех заблудших, что пытаются ложными аргументами отвратить людей от Истины!
Аль-Байхаки дожил до 7-летнего возраста и умер 10-го числа в месяце Джамаду ль-ула, в 458 году по Хиджре. Был похоронен в аль-Байхаке.