0 товара(ов)
0 руб.



Этногенез Башкир часть 1

Кимаков-кыпчаков нашли в Башкортостане. Могут ли они быть потомками печенежско-огузско-кыпчакских племен сырдарьинских и приаральских степей VII— IX вв.?

 

«В исторической литературе установилось мнение о сильном влиянии финно-угорских и финно-пермских этнических групп на происхождение северных и северо-восточных башкир. Для исследования этого вопроса методами геногеографии исследованием были охвачены башкиры северо- восточного региона Башкортостана, где было собрано 115 образцов представителей различных родовых образований: кудей, катай, упей, кошсо, балыксы (обследованы Аскинский, Белокатайский, Салаватский, Мечетлинский районы). По результатам исследования было зафиксировано 11 гаплогрупп, среди которых доминирующей является Rlal-M198(xM458), составляющая две трети генофонда. Эта гаплогруппа является превалирующей для племен катай, кудей, балыксы. При построении медианной сети башкирских популяций по гаплогруппе Rla-M198(xM458) обнаружилось образование отдельного северо- восточного кластера, возраст которого превышает 3000 лет. Неожиданные результаты дали представители рода упей, которые в литературе прочно связывались с угорским компонентом у башкир - у них обнаружена гаплогруппа G2ala-P18, составляющая около 10%. С заметными частотами встречены также гаплогруппы Rlbla2-M269 (часть кущинцев) и Nlcl-M178. Остальные гаплогруппы (Rlbla-P297(xM269), I1-M253, Е1ЫЫ- М35, Rlal-M198, G2a-P15, J2b-M12, Nl*-LLY22(xM178,xP43,xM128)) в совокупности составляют менее десятой части генофонда по Y-хромосоме. Полученные результаты не отражают ожидаемого северо-евразийского (финно-угорского) влияния. Предварительные выводы показывают серьезное влияние на северо-восточных башкир скорее кочевых миграций со стороны Западной и Южной Сибири, а также отдельные вливания с юга, маркируемые переднеазиатскими гаплогруппами. Тем не менее работа требует продолжения и уточнения полученных результатов.»

 

«КЫПЧАКСКИЙ СУБСТРАТ В ЭТНОГЕНЕЗЕ БАШКИР

Период X - XI вв. для населения Южного Урала характеризуется приходом новых кочевых масс, известных в истории как кыпчаки. С VIII в., в Прииртышье и Центральном Казахстане появляется мощная политическая сила известная как кимако-кыпчакская (кыпчаки) конфедерация. В степях Приуралья и Приаралья она столкнулась с башкиро-печенежским союзом. В результате печенеги и часть башкир покидают свои земли и направляются на запад. Основной наплыв кыпчаков приходится на золотоордынский период. Вытесняя древнебашкирские кланы, кыпчаки занимают лесостепные территории Южной Башкирии по среднему течению р. Белой и р. Яик и начинают участвовать в этногенезе башкир. В их структуру они вошли как конгломерат кланов с сохранением этнонима. В рамках обследования башкир в 2012 году было собрано 62 образца различных родовых образований: санкем-, бушман-, кара- и карагай-кыпчаки 4- х административных районов южной части Башкирии. В результате анализа разнообразия Y-хромосомы было зафиксировано 10 гаплогрупп, среди которых доминирующей является Rla-M198(xM458) - более двух третей генофонда. Следующей по численности является гаплогруппа N1*-LLY22, составляющая более 10% от общего числа. Частоты остальных гаплогрупп (J2-M172, Rlbla2- М269, G2a-P15) не превышают 6%. При построении медианной сети башкирских популяций по гаплогруппе Rla-M198(xM458) обнаружилось образование отдельного кыпчакского кластера, возраст которого не превышает 700 лет. Таким образом, можно сделать предварительные выводы: - башкирские кыпчаки испытали слабое влияние окружающих популяций даже в поселениях дисперсного проживания с другими башкирскими кланами. - полученные результаты маркируют кыпчакское население восточной Евразии в эпоху средневековья; часть кыпчаков, оказавшись на Южном Урале в ордынский период, образовали довольно изолированную организацию на клановом принципе.»

Распространение галогрупп R1a и R1b 

Источник: http://forum.molgen.org/index.php?topic=3333.420

 

«Предания и легенды собственно айлинских родов: аи, тырнаклы, каратавлы, сарт, а также племени мурзалар содержат рассказы о приходе их предков на Урал с Сырдарьи или с отрогов уже известных нам «Башкуртских гор» близ Бухары. Предания имеют множество вариантов: отцы и деды потеряли на преждней родине «на Сырдарье», «в Башкуртских горах», «в Узбекистане» отару овец и в поисках ее, идя по следу, пришли на Урал—на свою новую родину; один из бухарских биев «за Сырдарьей» потерял косяк лошадей во главе с рогатым жеребцом, в поисках которого сарт-айлинцы пришли в Башкирию, и т.д.

Эта переработка произошла, видимо, в X—XI вв. в Приаралье и южнее, в долине Сырдарьи, под воздействием довольно активного в тот момент исламского влияния на кочевническую периферию. Развитие сюжета предания о переселении на новую родину в среде предков башкир было длительным и сложным. Широкое распространение предания произошло, вероятно, в середине I тыс., н. э., когда массовое вторжение кочевников с востока захватило Сырдарью, Приаралье и смежные области. С конца I тыс. н. э., по мере формирования различных племенных объединений и в соответствии с характером воздействия на те или иные этнические группы хозяйственных, политических, территориальных и других факторов, сюжет предания повсюду приобретает местные, специфические черты. Башкирские племена усерган, тангаур, бурзян (юго-восточная группа), рано покинувшие Сырдарью и Приаралье, принесли в Восточную Европу наиболее древнюю сюжетную структуру предания, обогащенную, кроме того, некоторыми деталями северокавказского происхождения. Те родоплеменные группы (в частности айлинцы), которые еще долгое время оставались на востоке, сохранили в своих сказаниях лишь модификации древних сюжетов. Несмотря на различия, общность основной сюжетной линии юго-восточных и северо-восточных башкирских преданий о переселении на новую родину просматривается отчетливо. Из этого следует, что хотя юго-восточные и айлинские башкиры расселились на Урале в разное время и разными путями, предки тех и других были родственными образованиями и входили в состав печенежско-огузско-кыпчакских племен сырдарьинских и приаральских степей VII— IX вв.

Наиболее активные и массовые передвижения кочевников с Приаралья на запад и частично на север имели место в IX—XII вв., когда в связи с передвижениями печенегов, огузов и кыпчаков быстро менялась этнографическая карта целых областей. В диапазоне этих веков, скорее всего во второй половине периода, произошло перемещение основной, «базовой» территории башкирских айлинцев с Сырдарьи на Урал, хотя в зависимости от обстановки в степях они продолжали свои зимние перекочевки на юг. Миграция айлинцев не могла произойти позже, так как в их преданиях и сказаниях совершенно не фигурируют обязательные в таких случаях имена Чингизхана или его сыновей и сподвижников. Невозможно также и слишком удревнять дату, так как этноним сарт и исламская религия едва ли могли утвердиться хотя бы среди части приаральских кочевников намного ранее X в.»

 

Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав и история расселения. М., Наука, 1974, С.290.

 

Комментарии:

Если рассматривать распространенность рода R1a1a (М198) в мировом масштабе, то основной пик частот приходится на Восточную Европу. Наиболее высокие частоты гаплогруппы находятся в Польше, меньше в Германии, поровну в Поволжье и Западной Украйне , а также на Кавказе. Два других ареала — это Южная Сибирь и Индостан. В Индии, наиболее высокие частоты найдены преимущественно на севере страны, и в высших кастах до 40-50%. В Сибири, R1a1a найдена у многих коренных народов, но более всего она распространена у алтайцев — до 40%.

Лидогенерация BulgarPromo - продвижение сайтов
Профессиональное создание сайтов