Статья в Гарварде (США) о бурзянцах.
Гаплотипы бурзянских башкир
Б.А. Муратов, Р.Р. Суюнов
Бурзян (бөрйән)— старинный башкирский клан, расселенный в
основном в Баймакском, и отчасти в Бурзянском, Кугарчинском
Куюргазинском районах Республики Башкортостан, а также частично в Оренбургской, Саратовской, Самарской областях РФ.
Как и другие башкирские кланы, бурзяне имеют свои священные атрибуты отличия:
Боевой Клич (оран) — Аkтуған (белый родич),
Тамги: hәнәк (вилы) — у всех бурзян; и яғылбай (сокол-
дербник) [2] — у нугай-бурзян,
Священное Дерево — Имән (дуб),
Священная Птица — Көсөгән (орел).
Основной гаплогруппой бурзян является R1b — 87%, она
присутствует в основном у таких родовых подразделений (ара) как ямаш, монаш, янхары, байулы, ялан.
Встречаются также у бурзян: гаплогруппы R1a — около 10% (нугай-бурзяне и др.), T – 1%
Около 2% гаплотипов протестированных бурзян (рода: калмак-ялан и др.) находятся в стадии исследования, и их гаплогруппы пока неопределены.
Этноним ‘бурзян’ трактуется с позиций иранских языков, в значении высокий, возвышенный’, где окончание ‘ан’ — суффикс имени прилагательного в иранских языках.
На древнеперсидском ‘борзен’ это ‘огонь, пламя’, который полыхает у самого лика Ахура-Мазды. Так, к примеру, один из трёх священных огней зороастрийцев известен под названием Адур-Бурзэн.
Существуют и другие этимологии этнонима ‘бурзян’ в значении ‘первая душа’, ‘волк’, ‘волчья душа’ и т.д., которые являются народными, и не отражают действительное происхождение этого этнонима.
Начало этногенеза бурзян исследователи соотносят с курдами-борзани, определяя их общее происхождение от некоего общего древнего этноса, жившего более 4 тыс. лет назад, видимо являвшихся представителями гаплогруппы R1b.
Нерешеными остаются несколько вопросов:
1) какой именно субклад R1b, и носителями каких языков был этот древний этнос.
2) каким было направление их миграции,
3) что это был за единый этнос — шумеры, гутии, или возможно другие древние народы?
Часть исследователей считают, что предки бурзян на Южный Урал и Приаралье пришли с Месопотамии. Но возможно, наоборот, имело место переселение части предков бурзян R1b+М269 в составе арийской миграции R1a+Z93 во II тыс. до н.э. в Среднюю Азию и Иран.
Третьи полагают, что миграция гаплогруппы R1b,образовавшейся 16тыс. лет назад в Южной Сибири, продвигалась через территории средневолжской, самарской, хвалынской (в среднем течении Волги) и древнеямной («курганной») археологических культур и культурно-исторических общностей, и далее перешла через Кавказ в Анатолию (6000±800 л.н.).
А.А. Клёсов считает, что R1b дошли до Урала и разделились там на две ветви. Те, что остались на Урале — частично являются предками некоторых башкирских кланов, у которых присутствует гаплогруппа R1b.
О происхождении R1b+М269 у башкир на Южном Урале с эпохи III-II тыс. до н.э., высказал предположение в своих исследованиях и А.С.Лобов
Гипотеза С.А.Галлямова о родственных генетических связях курдских борзани и башкирских бурзян, предположительно подтверждается данными ДНК-теста. Так, имеющиеся в FTDNA курдские гаплотипы R1b+М269 при сравнении с башкирскими R1b+M269 — восходят к общему предку, жившему согласно формуле СКРЖАММ около 2,5 тыс.
лет назад (но без учёта данных по снипу L584 у бурзян).
В более ранее время по истории бурзян упоминается народ алан-бурджан, которые по мнению Б.А. Муратова входили в нач. н.э. в массагетский союз племён. В этой связи становится интересным сравнение гаплотипов башкирских бурзян с гаплотипами туркмен R1b+M269, дигорцев-осетин R1b+M269 и карачаевцев-балкарцев R1b+M269, т.к. все эти перечисленные этносы рядом исследователей связываются с потомками массагет.
Предварительный подсчет по формуле СКРЖАММ бурзянских
R1b+M269 (236257) и дигорских R1b+M269 (159888) указывает 2600+250 лет назад до общего предка. В Приаралье это эпоха сако-массагетских племенных союзов и период противостояния Турана и Ирана.
Лингвист С.А. Галлямов указывает также на то, что башкирские бурзяне проживают у южноуральского хребта Ирандек, что в переводе значит ‘Иранская возвышенность’. Он сопоставляет Ирандек с Иранвежом (Арийским простором) указанный в Авесте как прародина ариев .
В целом исследователи отмечают, что география Авесты совпадает с названиями топонимов и гидронимов Южного Урала. К примеру: река Яик — Даити из Авесты, или местность Аркаим — Вар Йимы, Бурзян —Хара Берзан и т.д.
Изучая мифологию бурзян, С.А.Галлямов также отмечает, что прародителями бурзян, согласно башкирским генеалогиям (шежере), были Ямаш и Монаш. Как указано в шежере, впоследствии, эти имена закрепились за названиями родовых подразделений бурзян. По мнению С.А. Галлямова в именах бурзянских прародителей — Ямаш и Монаш скрыты древние мифические образы Йима (Йама) и Мануша индоиранской мифологии. Также по зороастрийским текстам линия Иреджа — младшего брата Сайрима и Тура — пресеклась, и династия иранских царей была продолжена дочерью Иреджа.
Фирдоуси указывает, что Траэтаона свою внучку выдал замуж за
Пешенга. У них родился сын, которому Траэтаона дал имя Манушчихр,
он был воспитан прадедом и, когда вырос, то стал царем иранцев. В этой
мифологической истории индоиранцев примечателен тот факт, что
отцом Манушчихра назван Пешенг. Имя туранского богатыря Пешенга
перекликается с этнонимом «печенег», а печенеги согласно исследованиям были родственны древним бурзянам.
Распределение Y-DNA гаплогрупп в странах Передней Азии (Иран, Ирак,
Азербайджан, Туркменистан, Турция и др.). Из карты наглядно видно
высокая концентрация субклада R1b+M269 у г.Тегеран в Иране
Этот мифологический сюжет из Авесты, казалось бы, мало имеющий связи с реальной действительностью, подтверждается и историческими данными. На туранское происхождение печенегов указывают различные авторы, ссылаясь на работы о происхождении их от сакского племени пасиаков/апасиаков. Косвенно это свидетельствует в пользу того, что и печенеги также были представителями рода R1b+М269, как и древние бурзяне. Персидские и арабские авторы неоднократно подчеркивали что печенеги (баджанаки), бурзяне (баджны, бурджаны), древние башкиры (баджгарды) и наукерде — союзные племена. Так, к примеру, аль-Масуди (X в.), говоря о причинах движения кочевников с востока на запад, упоминает битву «четырех племен» «у моря Гурганча» (Аральского) с гузами, карлуками и кипчаками. Масуди приводит названия этих «племен»: баджанак, баджане, баджгард и наукерде.
Бурджанская подветвь R1b+L150 у башкир в сравнении с другими
гаплотипами субклада R1b+L150
Известно, что упомянутые аль-Масуди племена (по крайней мере, три из
них: баджанак, баджане и баджгард) после поражения у «Джуржанийского озера» (Аральского моря) переселились на Северный Кавказ, в среду хазар и алан. Опираясь на общую хронологию печенежской истории в IX в., исследователи относят их переселение к эпохе между серединой и концом IX в. Другой исследователь Курат, ссылаясь на неизвестное нам сообщение
аль-Балазури (IX в.), пишет, что печенеги и союзные им племена потерпели поражение и покинули приаральские степи во времена халифа Абдуллаха ибн-Гахира, т.е. в 830—844 гг.
Константин Багрянородный также упоминает народ кангар-печенегов,
состоящих из трех знатных родов, под которыми вероятно и следует
понимать упоминаемые выше аль-Масуди племена баджгардов (древних
башкир), баджан (бурзян) и баджанаков (собственно самих печенегов)
В раннем средневековье, согласно Р.Г.Кузееву, бурзяне (бурджаны) совместно с баджгардами (древними башкирами) и баджанаками (печенегами) составляли единую группу племён, которые в конце IX века
под давлением кимаков, гузов и карлуков переселяются с Приаралья и Южного Урала на запад, к Волге и Дону, но часть бурзян (баджан, бурджан), древних башкир (баджгард) и печенегов (баджанаков) остается на Урале.
Переселение бурзян (бурджан) в Причерноморье не осталось незамеченным для древних историографов. Так, аль-Масуди отмечал, что море Нейтас (Чёрное море) именуется также морем Баджны (бурзян), Баджгурда (башкир) и Баджанака (печенег), а в древнерусских летописях начинают появляться первые сведения о народе берен, берендей, под которыми следует понимать древних бурзян (бурджан). Потомки бурджан (баджан) и печенегов (баджанаков) до сих пор сохранились в Европе под именем народа гагаузов. Ещё до XIX века гагаузы сохраняли второе своё самоназвание — будзины (будзяне), в котором исследователи видят параллели с этнонимом ‘бурзян’
(бурджан), связывая этногенез гагаузов с древними печенегами.
Исследователь А.В.Горохов полагает, что древние бурзяне (бурджаны)
имели непосредственное отношение к роду предков Чингисхана - борджигинам, которые по Рашид-ад Дину относятся к нирунам.
Или, другими словами, легенда о происхождении борджигинов от светлого духа, который посещал Алан-Гоа в образе прекрасного юноши, возможно следует понимать иносказательно, как происхождение борджигинов по мужской линии от другого родоначальника. Эта традиция закреплена и в «Сокровенном сказании» монголов, где старшие сыновья Алан-Гоа относятся к потомкам Добун-Баяна, т.е. к монголам-дарлекинам, а трое младших — к нирунам. Если гипотеза о происхождении борджигин от древних бурзян (бурджан) подтвердится, то потомки Чингисхана должны иметь такой же субклад как и бурзяне, т.е. R1b+M269. Но в настоящее время неизвестно ни
одного результата ДНК-теста потомков Чингисхана, а известные протестированные «чингисиды» являются согласно их шежере потомками старшего сына Джучи, происхождение которого от Чингисхана является спорным. Казахский исследователь Г.М. Баимбетов относит джучидов в отдельный Starcluster, с характерным для них субкладом С3+L1373.
Косвенно о принадлежности Чингисхана к роду древних бурзян (бурджан), т.е. следовательно, и к субкладу R1b+M269, можно соотнести и тот факт, что среди предполагаемых родственников Тамерлана — есть и представители субклада R1b+M269. Тимур, согласно хроникам, происходил от барласов, считавшихся родственными с кият-борджигинами от которых вёл свой род Чингисхан. Также предполагаемые потомки баарина Хорчи-нойона, (упоминаемого в «Сокровенном сказании») — среди узбекских бахринов имеют гаплогруппу R1b+M269. И род Тамерлана, и баарины согласно
Рашид ад-Дину восходят к нирунам и общему предку (мифическому светлому духу) с Кият-Борджигинами, т.е. к роду Чингисхана.
Окончательно вопрос о происхождении Чингисхана по данным ДНК-
генеалогии можно было бы решить путем тестирования потомков
Чингисхана от других его сыновей — Чагатая, Угедея, Тулуя, Кулькана и
др.
Если данные ДНК-теста потомков других сыновей Чингисхана совпадут
с Джучидами (субклад С3+L1373), то присутствие в «Сокровенном сказании» сюжета о происхождении борджигинов от некоего светлого юноши — следует считать вымыслом, созданного с целью подчеркнуть божественное происхождение рода Чингисхана. Но если ДНК-тест выявит другую гаплогруппу у чагатаидов, хулагуидов, хубилаидов, угэдеидов и других генеалогических линий, то подтвердится легенда о том, что Джучи был приемным сыном Чингисхана.
Проектом «Суюн» было организовано несколько этногеномических
экспедиций по изучению бурзянских башкир. Выборка составила около
25 человек, и включает в себя следующие районы Республики
Башкортостан:
1) Баймакский район: н.п. — Баймак, Таулыкаево, Темясово, Яратово;
2) Кугарчинский район: н.п. — Калдарово, Каскыново, Мраково;
3) Куюргазинский район: н.п. — Верхний Мутал, Караево, Таймас;
4) А также в городах Кумертау, Мелеуз, Сибай, Стерлитамак, Уфа.
В ходе исследования выяснилось, что зауральские и приуральские бурзяне действительно представители одного клана. 12-маркёрный гаплотип протестированных бурзян практически один и тот же, это указывает на происхождение в недалеком прошлом бурзян от одного родоначальника, что в свою очередь перекликается с данными башкирского эпоса о происхождении бурзянских башкир.
Расчёт времени жизни общего предка между маркёрными гаплотипами 236257 и 259814 по формуле СКРЖАММ указывает возраст 952+90 лет. Это начало I тыс. н.э., т.е. время прихода кунов-hуун во главе с Кун-йаном на Урал.
Куны-hуун, как подчеркивают исследователи, в дальнейшем сыграли одну из ключевых роль в формировании Кипчакского союза племён.
Между пришедшими кунами-hуун (кипчаками) и бурзянами разразилась
борьба за пастбища и влияние, победителями после которой, согласно
эпосу «Бабсак и Кусэк», стали кипчаки.
Дальнейшая история бурзян изучена достаточно хорошо, кроме, пожалуй, одного факта. Существует предположение, что в XVI веке, часть бурзянских башкир переселяется из Зауралья (Баймакский район) на территорию современного Куюргазинского района Башкортостана. Вероятно, это было связано с деятельностью верного российской короне тархана Таймаса Шаимова и его соратника бурзянского старшины Алдара Исекеева, у которых бурзянские башкиры находились в качестве военной силы или войскового соединения. В пользу гипотезы о воинской повинности, говорит тот факт, что крупное бурзянское село Таймас считалось призывным пунктом, откуда башкиры во главе выборных походных старшин и мулл призывались царским правительством на военную службу.
Видимо в это же время, к XVIII относится и возникновение название самого села Таймас. Откуда идёт название Таймас — неизвестно. ДНК-тестирование бурзянских башкир провели Э.К.Хуснутдинова,Р.Р.Суюнов, С.Ф.Исмагилов, Б.А.Муратов, Д.Ю.Валиуллин.