0 товара(ов)
0 руб.



Ункурийа - Башкиры Венгерского царства (Редакция 2)

В X веке первые письменные сведения о башкирах Венгрии встречаются в книге арабского учёного Аль-Масуди «Мурудж аз-захаб». Он называет и венгров, и башкир башгирдами или баджгирдами. По мнению известного тюрколога Ахмад-Заки Валиди, численное доминирование башкир в венгерской армии и переход политической власти в Венгрии в руки верхушки башкирских племен Юрматы и Еней в XII в. привели к тому, что этноним «башгирд» (башкир) в средневековых арабских источниках стал служить для обозначения всего населения Венгерского королевства.

 

А началось всё в IX веке, в поволжье, где вместе с древними мадьярами предгорья Урала покинули родовые подразделения нескольких древнеповолжских родов, таких как Юрматы, Еней, Кесе и ряда других. Они вошли в состав древневенгерской полукочевой военной конфедерации, которая располагалась в стране Леведия, в междуречье Дона и Днепра. Оставшаяся часть из них затем вошла в состав Башкирской и Булгарской наций. В начале X века венгры вместе с башкирами под предводительством князя Арпада перешли через Карпатские горы и завоевали территорию Паннонии, основав Венгерское королевство.

 

Интересен рассказ Гарнати о Венгрии XII века и тамошних тюрках и мусульманах:
И вот прибыл я в страну Ункурийа [Венгрия], а там народность, которую называют башкирд [венгры], она первая из тех, что вышли из страны тюрок и вступили в страну франков, и они [венгры] храбры, и нет им числа. И страна их, которая известна под названием Ункурийа, состоит из городов. У каждого из этих городов множество крепостей, и волостей, и сел, и гор, и лесов, и садов. И в ней живут тысячи «магрибинцев», нет им числа. И в ней — тысячи хорезмийцев, которым тоже нет числа. А хорезмийцы служат царям и внешне исповедуют христианство, а втайне — ислам; магрибинцы же служат христианам только во время войн и открыто исповедуют ислам.

Стоит добавить, что хорезмийцы составляли и гвардию Хазарского каганата. По версии О.Прицака хорезмийский военачальник хазарской гвардии Ахмад бен Куйа и основал город Киев. (Одна из многих версий происхождения Киева – Р.С.).

И когда я прибыл к магрибинцам, они оказали мне почет, а я наставлял их кое в чем из науки, и научил некоторых из них говорить по-арабски, и, не жалея сил, занимался с ними повторением и заучиванием обязательных предписаний в отношении молитвы и других проявлений поклонения Аллаху. Кратко рассказал им о хаджже и правилах наследования, так что они стали делить наследство [по-мусульмански].

И сказал мне один из них: «Хочу переписывать научиться по книге» (а он уже хорошо говорил по-арабски). Я ответил ему: «Старайся запомнить и понять и не говори о книгах без иснада, и ты постигнешь, если поступишь так». А он сказал: «Разве ты не говорил: “Сказал пророк, да благословит его Аллах и да сохранит: закрепляйте знания письменами?"» Я ему ответил: «В книге нет знания, в ней только письмена, ведущие к знанию, — когда их запоминают, тогда они становятся знанием, ибо знание — свойство ученого»...

До этого они не знали пятничного моления, и вот выучились они пятничной молитве и xyтбe (интересно, что в Венгрии мусульмане, также как и в Киеве, не имели представления о пятничной молитве), и я им сказал: «Подлинно, пророк, да благословит и сохранит его Аллах, сказал: “Пятничное моление — хаджж бедняков, кто не в состоянии совершить хаджж, но присутствует на пятничном молении, тому будет записано вознаграждение хаджжа"».

А сейчас у них больше 10000 мест, где в пятницу произносят хутбу явно и тайно, потому что их область огромна. Я пробыл среди них три года, но смог посетить только четыре города. А эта область расположена от Великой Румии до границ Кустантинийи (Константинополь). И в ней есть горы, в которых добывают золото и серебро.

И эта страна — одна из наиболее изобильных и благоденствующих: бараны бывают по двадцати за динар, а ягнята и козлята — по тридцати за динар, а мед — 500 ритлей (Неправильное прочтение этого слова, то есть не «по арабски» даёт слово «иелтир», а как известно гласные не везде писались – «лтр» = «литр», оставляем на совести Р.С.) за динар, а красивая невольница — десять динаров. А во время набегов покупают превосходную невольницу за три динара, а румского невольника...

Я купил невольницу смешанного происхождения, отец, мать и брат которой живы, купил я ее у ее хозяина за десять динаров, [она была] пятнадцати лет, прекраснее полной луны, черноволосая и черноглазая, белая, как камфара, умела варить, шить и считать. И купил я другую невольницу, румийку, восьми лет, за пять динаров.

Родился у нее сын и умер. Я освободил ее и назвал ее Марьям, мне очень хотелось, чтобы она поехала со мной в Саксин (хазарский город на Волге), но я опасался за нее из-за тюркских невольниц-матерей, которые были у меня в Саксине.

А царь [народа] башкирд (венгров) все время разоряет страну Рум (Византию). Я сказал этим мусульманам: «Участвуйте в джихаде вместе с этим царем, и будет вам записано за это вознаграждение джихада. Они вышли вместе с ним в страну Кустантинийи и обратили в бегство двенадцать армий царя Рума. И привели группу туркмен из войска Конии. Я спросил некоторых из них: «Зачем вы пошли в войско царя Рума?» Они ответили: «Он нанял каждого из нас за двести динаров, и мы не знали, что в этой земле есть мусульмане». Я послал их в страну Рума, чтобы они вернулись в Конию.

Конья - столица Сельджукского султаната. Византийские императоры всегда активно использовали турок в своей армии. Т.е. когда пишут, что византийская армия противостоит турецкой, нужно понимать, что это одни турки (византийские) воюют с другими турками (например, сельджукскими) или, как здесь, с венгерскими. В раннем средневековье тюрки воевали почти во всех армиях мира. (воевали тюрки различного языкового происхождения, в разных армиях, а не турки – Р.С.).

И прибыл правитель Кустантинийи, прося мира, и роздал много денег, и [возвратил] множество пленных мусульман. И рассказали мне некоторые из пленных мусульман, которые были в Руме, что царь Рума спросил: «По какой причине царь башкирд выступил против моей страны и опустошил ее, ведь у него не было такого обыкновения?» И сказали ему: «У царя башкирд есть войско из мусульман, которым он позволил открыто исповедовать их религию, они-то и есть те, которые привели его в твое царство и опустошили твою страну». И сказал царь Рума: «А вот мусульмане, которые у меня, не сражаются вместе со мной». Ему ответили: «Ты принуждаешь их к принятию христианства». Он сказал: «Я никогда не принуждал мусульман к принятию моей религии и [даже] строил им мечети, чтобы они сражались вместе со мной».

В XII веке началось активное сближение культур Византии и Сельджукского султаната. Императоры не только строили мечети, но и переняли главный сельджукский герб - двуглавого орла.

А царя башкирд зовут кирали (король), и царство его больше царства правителя Рума во много раз, и войско его неисчислимо. И страна его обширнее страны Рум на двадцать дней пути и даже больше. Он исповедует толк ифрандж (франков, католицизм), потому что он взял жену из них и совершает походы на страну ифранджей и берет их в плен. И все народы боятся войны с ним из-за многочисленности его войск и большой его храбрости.

Следует присмотреться к средневековому полотну, которое обозначено как:"Венгерский король Ласло I Святой воюет с половцами. Манускрипт 1330 года." (яндекс в помощь) (А не религиозный ли характер носила эта война – католицизм vs суннизм ? И почему башгирд (венгры), как их родственники на урале - башкорттар (башкиры) не исповедуют ислам и не говорят на тюркском ? а современный венгерский язык это финноугорский. Да и в поволжье их называли «мадьяр», «маджар» -  не потому ли, что башгирд изначально были финноуграми, а не тюрками ? вопросы, вопросы и вопросы – Р.С.).


И оставил я у них моего старшего сына Хамида, а ему было в тот день, когда я его оставил, тридцать с лишним лет, и был он женат на двух женщинах из дочерей почтенных мусульман, и был наделен сыновьями. И был он достойным [ученым]. В детстве я давал ему по полданика за каждый вопрос, который он запоминал. (Я завидую этому чуваку, надо взять Коран, пару книг по химии и астрономии и отправиться в прошлое – Р.С.).

И вот просил я у царя башкирд разрешения выехать в страну мусульман, в Саджсин, и сказал: «Ведь дети мои и жены мои там, а я вернусь к тебе, если пожелает Аллах». И сказал он: «Оставь здесь своего старшего сына Хамида, и я пошлю с тобой посланца из мусульман, чтобы он набрал для меня из беднейших мусульман и тюрков тех, кто хорошо мечет стрелы». И послал со мной письмо к царю славян (здесь тоже возможна ошибка, потому как многие переводят слово «сакалиба» именно как «славяне», хотя арабы славян именуют именно как «славийун». И царь хазар и эмир булгар были царями «сакалиба», то есть предводителями белолицых людей, которыми кроме славян могли быть и иранцы (скифы, сарматы, балхи) и финноугры и осёдлые тюрки (буляры из биляра (В сагах – Мурленги из Биармленда)) – Р.С.) и запечатал красным золотом, на котором было изображение царя. И послал он со мной человека, которого звали Исмаил ибн Хасан, одного из тех, кто читал под моим руководством. И был он из сыновей храбрых мусульманских эмиров, которые открыто исповедуют свою религию, а вместе с ним были его гулямы и группа его присных.

И когда я прибыл в страну славян, то царь ее оказал мне почет, уважая его письмо и боясь его [царя Венгрии]. И перезимовали мы у него, а к весне выехали в страну тюрок, направляясь в Саджсин. И выехал вместе со мной Абд ал-Карим ибн Файруз ал-Джаухари, который выехал из страны славян со своей женой и сыном, оставил свою жену в Саджсине, а потом вернулся в страну славян.

Я набрал для этого посланца группу мусульман, которые мечут стрелы, и послал я вместе с ними своего ученика из моих спутников, одного из тех, кто выучил кое-что из шариата, и сказал: «Я направляюсь в хаджж и вернусь к вам, если захочет Аллах, дорогой через Конию».

Хорошим делом занимался ал-Гарнати, поставлял тюркских наемников королю Венгрии) Но, обратно в Венгрию он так и не вернулся...

В XIII веке Ибн Саид аль-Магриби в книге «Китаб баст аль-ард» делит жителей Венгрии на два народа: башкир (башгирд) — тюркоязычных мусульман, которые проживают южнее реки Дунай, и венгров (хункар), которые исповедуют христианство. Он пишет, что у этих народов разные языки. Столицей страны башкир был город Керат, расположенный на юге Венгрии. Абу-ль-Фида в произведении «Таквим аль-булдан» пишет, что в Венгрии башкиры жили на берегах Дуная по соседству с германцами. Они служили в знаменитой венгерской коннице, наводившей ужас на всю средневековую Европу.

Средневековый географ Закарийа ибн Мухаммед ал-Казвини (1203—1283) пишет, что башкиры живут между Константинополем и Болгарией. Он так описывает башкир: «Один из мусульманских богословов башкир рассказывает, что народ башкир очень велик и что большая часть их использует христианство; но есть между ними и мусульмане, которые должны платить дань христианам, как христиане у нас мусульманам. Башкиры живут в избах и не имеют крепостей. Каждое местечко предоставлялось в ленное владение знатной особе; когда же царь заметил, что эти ленные владения давали повод ко многим спорам между владельцами, он отнял у них эти владения и назначил определенное жалованье из государственных сумм. Когда царь башкир во время набега татар вызывал этих господ на войну, они отвечали, что будут повиноваться, только с тем условием, чтобы данные владения были им возвращены. Царь отказал им в том и сказал: выступая в эту войну, вы ведь защищаете себя и детей своих. Магнаты же не послушались царя и разошлись. Тогда напали татары и опустошили страну мечом и огнем, не находя нигде сопротивления».

Польский историк Т. Левицкий в статье «Madjar, Madjarstan» приводит информацию о башкирах, принявших в 1241 г. активное участие в вооруженном сопротивлении венгров татаро-монголам из армии Бату-хана. Т. Левицкий приводит сведения об участии башкир в составе объединенного германо-венгерского войска в разгроме одного из отрядов татаро-монголов возле города Шибеник на берегу Адриатического моря.

 


Посты посвященные истории Киева и ранней Руси:
Восточные источники о руси и славянах VII-IX вв.
История древнего Киева

Использованная литература:
1. Большаков О.Г. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати. М. 1971
2. Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X века.
3. Тортика А.А. - Северо-Западная Хазария в контексте истории Восточной Европы (вторая половина VII - третья четверть Х вв.)
4. Петрухин В.Я. Русь в IX-X веках: От призвания варягов до выбора веры.
5. Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI— IX вв.

 

Автор: Максимус.

Редактор сайта - Гакыл Кошы. 

Лидогенерация BulgarPromo - продвижение сайтов
Профессиональное создание сайтов