0 товара(ов)
0 руб.



Гунны на кавказе

      Наследниками скифов по культурным и кровнородственным признакам являются гунно-болгарские племена. Основной этнический признак - погребальный обряд скифов и гуннов - чрезвычайно однотипен. Это те же курганные насыпи, погребальные срубы из бревен и толстых плах, погребальные колоды, жертвенные лошади и пр. Погребальные памятники гуннов хорошо известны на всем протяжении древней скифской территории в Причерноморье, Подунавье - т. н. Малой Скифии, - на Северном Кавказе и в других областях. Весьма выразительные памятники гуннов раскопаны и на территории Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Очень интересными являются находки археологов в окрестностях сел. Кишпек в долине реки Баксан, в урочище Байтал-Чапкан в Карачае и др.

По сведениям ранних средневековых авторов, на Северном Кавказе, особенно в Приморском Дагестане сложилось мощное государственное объединение тюркских племен, возглавляемых гуннами. Царство гуннов оказывало огромное влияние на весь ход исторического и военно-политического развития на Кавказе, в Закавказье и на Ближнем Востоке.

У подножья Кавказа на севере живет еще несколько народов, так называемые карачаевцы. Меня очень удивило, что карачаевцы среди стольких варварских языков, на которых говорят окружающие их народы, могли так чисто сохранить тюркский язык; но когда я вычитал из Кедрина, что как раз с северной стороны Кавказа вышли гунны, от которых происходят турки, то догадался, что эти карачаевцы то колено гуннов, от которых выделились турки, и что по этой причине они до сих пор сохранили свой древний язык.

А. ЛАМБЕРТИ

Описание Колхиды, называемой теперь Мингрелией, 1654

В науке утвердилось мнение, что гунны - это азиатские племена, известные в III веке до н. э. по китайским источникам под названием сюнну. Но в центрально-азиатских степях нет никаких источников формирования этнокультурного облика гуннов ни во II, ни в III тыс. до н. э., а гунны появляются неожиданно в III веке до н. э., уже в виде вполне сформировавшегося государственного объединения во главе с царем, военачальниками, административно-военными структурами. А если таковых истоков здесь не наблюдается, значит, утверждение о том, что гунны произошли и сформировались как этнос (народ) на центрально-азиатских просторах, звучит не вполне оправданно.

Скорее всего гунны сформировались на базе тех самых древних ямно-афанасьевских племен, проникавших в глубины Центральной Азии с Волго-Уральского междуречья. Именно поэтому они позднее так часто направляли свои военные походы именно в эти районы, т. е. на древнюю прародину.

 

Иначе трудно научно оправдать тот молниеносный скачок гуннов III века до н. э. через всю пестро населенную евразийскую зону и уже в I веке до н. э. властвовать над всем Прикаспием, как повествует Дионисий Периегет, а тем более образовать государство в Приморском Дагестане, распространиться вплоть до Дуная, организовать и там державу Аттилы, громить Римскую империю. Все эти вопросы порождают множество сомнений и не позволяют считать отмеченное выше утверждение о прародине гуннов в Центральной Азии обоснованным. История ранних гуннов и их происхождение нуждается в дальнейших исследованиях.

Для истории карачаево-балкарского народа большое значение имеет упоминание о так называемых кавказских гуннах Прикаспия. Уже в 60-х годах III века кавказские гунны служили в персидской армии, а в 90-х годах того же века армянские источники пишут о гуннских войнах в Предкавказье. Более того, в одной из сасанидских (персидских) надписей 293 года отмечено имя одного из тюркских хаканов на Кавказе. В 363 году армянские, римские и персидские авторы пишут о необходимости укрепления кавказских проходов, особенно Дербентского, от гуннских полчищ, постоянно совершавших набеги и походы на персов, армян и ближневосточные народы. Эти события и вынудили сасанидский Иран построить Дербентские укрепления, называющиеся у тюрков Темир-капу - Железные ворота.

Таким образом, еще до эпохи, предшествовавшей появлению гуннов в Европе, в качестве наемных солдат или враждебных отрядов они уже оседают и создают на Северном Кавказе свое государство. Столицей этого государства арабские и персидские авторы называют город Варачан, или Беленджер в долине реки Сулак у сел. Верхний Чир-юрт в Дагестане. Некоторые авторы позднее этот город или страну Баланджар называют родиной  хазар. И действительно, среди гуннских племен были предки хазар, именовавшиеся басилами (Бас - голова, ил - эль – народ/страна, т. е. Главный народ).

знвN���� �� �усские города казанских чиновников дня сбора налогов и контроля за  получением контрибуции;

б)   разрешение татарам на возведение в русских городах своих мечетей."

 

(Отголоски тех событий находят своё подтверждение и г. Слободском. В „ Писцовой  книге г.Слободского 1629 года Доможирова среди посадских домов городской администрации того времени упоминается : „ ...двор Карынскаго татарина Отюка  Кулышева  Матфеека.  Кроме того, вне города была мечеть,  разрушенная  в  30 — х  годах  прошлого  столетия,  а  также  мусульманское  кладбище,  разделившее  участь  мечети  20 лет  спустя.)

 Была восстановлена, выражаясь современным языком, вертикаль власти. Было бы неразумным оставлять без внимания своих соплеменников поселившихся в Вятском меховом «Клондайке», проживающих там довольно значительное время, и, естественно, наладивших добычу и получение, в результате обмена и торговли, мехов.

    В подтверждении законности проживания на Вятской земле является тот факт, что в 1489 году, когда окончательно была завоевана и присоединена Вятка к  Московскому  государству, в  Москву, к великому  князю Ивану III были доставлены: «… и   Татарские Князья, то как они признали над собою власть В. Князя, и утвердили подданство  свое на всегда в России, то по сему и отпущены были на всегдашнее житье и обратно на Вятку.» (6).

   В дальнейшем каринским князьям давались грамоты на наместничество, оставляя за Государем право суда: «Грамоты даны Татарским князьям на владение Земель, и на прочие права в них прописанныя одна 7054 (1546) Князьям Муресатовым, другая 7061 –го (1553) Князьям Девятьяровым, третья 7064 (1556)  годов Князьям  Касимовым.» (7).

 

Автор: С. Пленкин

 

Примечания.

 

 1. Греков Б.Д. Калинин Н.Ф.  Булгарское государство до монгольского завоевания. В кн. Материалы по истории Татарии. Казань. 1948. вып.I., С. 107.  

 2. Мартджани Ш. Мустафад ал-ахбар фи-ахвали Казан ва Булгар (на арабском языке). Казань. 1897г. Т.I.С.10.

 3. Али-Рахим  Болгаро – татарские эпиграфические памятники в Вятском крае МОРРПТ. Казань. 1930г. Вып. 4.

 4. Татищев В.Н. История Российская. М. Л. 1963, Т. III. C.230.

 5. Путешествие Абу Хамида  ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131 -1153 гг.) Публикации О.Г.Большакова. А.Л. Монгайта. М., 1973Г.С.31,32,102,103.

 6. А. Вештомов  История ВЯТЧАН с 1181 -1781г. //Известия общества археологии, истории и энтографии. Т. XXIV, вып. 1-2. Казань 1908г. Стр.52-53.

 7.Там же стр. 66

Лидогенерация BulgarPromo - продвижение сайтов
Профессиональное создание сайтов