Пророк (мир ему) однажды сказал: Когда наступит время Страшного Суда, будут собраны люди, все общины. И тогда начнётся допрос. Первыми из всех остальных, Аллах вызовет чтеца Корана, также того, кто был убит на газавате (военном походе Мусульман), и ещё богача.
Затем, Всевышний спросит того, кто читает Коран: «Не учил ли тебя я Моему Слову, ниспосланному Мной Посланнику?» И раб его, читавший при жизни Коран, ответ Аллаху: «Да, учил, Господи»
«И как же следовал ты Корану, которому тебя Я научил?» - снова спросит Господь этого человека. Человек ответит «Я читал Коран ночью и днём». А Всевышний ответит этому человеку: «Ты лжёшь».
Ангел, который записывал деяния человека, это немедленно подтвердит: «Этот человек лжёт» Далее скажет Всевышний: «Ты читал Коран затем, чтобы о тебе говорили люди, что ты – чтец Корана. Так о тебе и говорили. Читал ты его отнюдь не ради меня»
После него Аллах вызовет богатого человека, после чего спросит его: «Я дал тебе богатство?» «Да, мой Господь» - ответит богач. «И что же ты сделал с ним?» - ещё раз спросит Аллах. «Использовал его затем, чтобы упрочнить родственные узы, а также часть раздал, как садака» - ответит человек. «Ты лжёшь» - скажет ему Аллах. «Да, он лжёт» - подтвердит ангел, записывающий деяния этого человека. Потом Всевышний Аллах скажет: «Ты саадака давал, но только затем, чтобы люди говорили о тебе, как о щедром человеке. О тебе так и говорили».
Это будет значить, что Аллах ничего не даст этому человеку.
А затем вызовут человека, который умер на газавате, и спросят его: «За что ты погиб, за что сражался?» Этот человек ответит: «О мой Господь! Ты велел выйти на газават ради тебя, потому я участвовал в газавате, после чего погиб». Ответит ему Всевышний Аллах: «Ты лжёшь. Ты участвовал в газавате, чтобы тебя назвали героем. Ты это получил».
Рассказав эту историю слушающим его людям, Пророк (мир ему, и благословление), сказал: эти три перечисленные категории людей – первые среди тех, кем будут топить Ад. И если ты не хочешь, чтобы твои добрые и праведные деяние, совершаемые тобой в течение этой жизни, попросту бросили тебе в лицо в Ахирате (на том свете), в то самое время, когда ты будешь в них более всего нуждаться, то совершай их с правильным намерением и совершай их все ради Аллаха. А не то окажешься в печали. А отступить же от совершения деяний с намерением совершения их ради Аллаха – означает отклониться от того обязательного, что должно следовать при совершении любых добрых деяний и свернуть на неправедный путь. Все деяния, которые совершены подобным образом, без соблюдения условия правильного намерения, будут попросту брошены человеку в лицо.
Каждое дело должно совершаться безо всякого намерения получить за это вознаграждения. «О деянии по намерению» - есть такое прекрасное выражение, говорящее именно о вышесказанном – о сути дела следует говорить, исходя из его намерения, которое имеет человек, начиная это дело. О чём человек думает, какие цели преследует? Движет ли им простое желания произвести впечатление на других людей, или же он действительно всеми силами хочет стать лучше, чище, и помочь другому человеку? Даже чтение Корана, как мы уже знаем из истории выше, производимое с намерением просто удивить публику своими навыка чтения – и то не будет принято Аллахом. Не это ли есть проявление его безграничной мудрости?
Ведь мы зачастую не видим истинной сути дела – просто потому, что видим его внешнюю оболочку, нам и доступную. Таковы уж ограничения, налагаемые на нас Аллахом – мы воспринимаем происходящее, исходя из того, что мы видим, слышим, осязаем. А глубинная суть вещей зачастую скрыта от нас. Но не от Аллаха.
Альхамдулиллах!