0 товара(ов)
0 руб.



Этрусско - тюркские параллели

Миндалевидные глаза и косички этрусков


Несколько слов из этрусского, которые сегодня понятны практически всем тюркским народам: атта - отец, анна - мать, аклан - сын, килан - невеста, су - вода, ет - мясо, булт - облако, кис - девочка, буил - этот год, катн - жена, женщина, енген - победи, ат - стреляй, ар - мужчина, ер - земля, ут - огонь, кн - солнце. 

40 общих этрусских и тюркских слов. 15 из них выражают религиозные понятия, они вошли и в латинский язык, ибо римляне богослужение тогда совершали на этрусском языке. Остальные 25 слов применялись только в этрусском и тюркском языках. 

1) аугур>огур>угур ‘счастье’, 
2) ѕару/спекс (ѕару-спекс) - наблюдение за внутренними органами жертвенных животных; первая часть восходит к слову карын ‘желудок’; 
3) камиллус (кам-иллус) вторая часть иллус в старолатинском является аффиксом уменьшительности, первая - от тюркского кам ‘служитель культа’ в шаманизме; 
4) темплум - почитать небо, бога-тангри, -ум латинский аффикс, темп от тюркского тап, табыну ‘поклоняться’; 
5) атриум (атр-иум), здесь -иум - латинский аффикс, атр<ата+йер ‘родина отцов’, атриум - страна этрусков; 
6) макте ‘почитать, уважать бога-тангри, приносить жертву’, от корня макта ‘хвали’; 
7) авил (ауил) ‘год’, от авил происходит слова йыл ‘год’; 
8) сеакулум ‘столетие, сто лет’, -ум - латинский аффикс, сеак>сюк>сюс ‘сто’, ул<ауил<йыл ‘год’; сеак-ул-ум>сеакулум; 
9) саепе ‘много, часто’, в якутском сыбы ‘еще, туго’; 
10) аегер>аегр (ум) ‘больной’ от тюркского авыр-агыр; 
11) тога ‘покрыть, хранить’, от тюркского тонг ‘одежда’; на латинском н опускается; 
12) куриа (кур-иа) - религиозное или политическое общество, от тюркского кору ‘создать, строить’; 
13) курулис (курул-ис) - собрание государственных деятелей, от тюркского куру ‘строить, создать’; 
14) куиритес - строители, создатели, основатели, от тюркского кур ‘строить, создать’, -итѕ - итальянский аффикс деятеля, -ес - аффикс мн.ч.; 
15) балте - пояс - держатель сабли, от тюркского билдІ ‘в пояснице’; 
16) атта - великий отец. Данные этрусские слова заимствованы итальянцами. 

тюрко-этрусские слова, не заимствованные итальянцами, некоторые из них вошли в греческий язык: 

17) Аис один из богов Умай. В якутском называется айсит; в слове айсит элемент -ит монгольское мн.ч., аис - ‘бог-тангри’; 
18) апа ‘отец’, от тюркского аба; 
19) (о) клан (оклан) от тюркского оглан ‘сын’; 
20) (у) лукѕум<улуг+ым ‘мой сын, мое великое’; 
21) сек<кыз-кыс - секс; 
22) млак (мулак) - подарок богу, посвятить богу-тангри, от тюркского бюлек ‘подарок’; 
23) сук - религиозное деяние, курбан-байрам, от тюркского сюк (ср. чув.); 
24) ѕинтѕа, здесь с чередуется со звуком ѕ, в уйгурском сынты - место, связанное с подземельем; 
25) бегое - женщина пророк, от тюркского бикІ ‘женщина-хозяйка’, по-чувашски пиге, в древнетюркском пеке ханым ‘мадонна’; 26) тѕап - окликаться с богом Табити, от слова тап, табыну ‘поклоняться’; 
27) сатѕ, здесь й чередуется со звуком с, от йат ‘ставить, разместить’; 
28) тѕез - ‘сделать, строить’, от tözü ‘строить’; 
29) зикѕ ‘писать’, в уйгурском - чизмек; 
30) туш - место отдыха усопших, от тюркского тЅшмек ‘спустить’; 
31) кап - ‘контейнер, сосуд, коробка’; 
32) ѕек - ‘сложить’, от тюркского эк; 
33) сак - ‘уважать, хранить’; 
34) фала - ‘небо, предмет на небе’, в старотюркском ѕала, ѕалла; 
35) нак - ‘почему’, от ник; 36) ананк - ‘его’; 37) ми, от мини ‘меня’; 
38) вел<ол ‘тот, он’; 
39) таркуин (иус) от тюркского тарѕан; здесь тар ‘пашня’, ѕан ‘господин’, таркуин ‘тархан, хозяин пашни’; 
40) расена - самоназвание этрусков, от арсана: арс ‘сильная’, ана ‘мать’, прародительница тюрков или асана (ашина). 

Общие для тюрков и этрусков грамматические явления: 

1) агглютинация: ўхмІт-неке-неє; 
2) аффикс прилагательного -л: труял<троя-лы ‘троянец’; 
3) отсутствие показателя рода; 
4) аффикс мн.ч.: в этрусском -Ір, в тюрк. -лер; 
5) отсутствие именного аффикса (например в греч. ос); 
6) одновременное употребление родит. падежа и аффикса притяжательности: гјлнеє тјсе ‘цвет, оттенок цветка’; 
7) особая форма сочетания определения и определяемого: гЅлЅн кокусу ‘благоухание цветка’, ромалы импаратор ‘римский император’; 
8) аффикс направит. падежа -а; 
9) аффикс местноврем. падежа -та/-те; 
10) винит. падежа -н; 
11) местоимения ми-мини ‘меня’; 
12) настоящее время глагола передается аффиксами -а, -е, -и, -у: кала ‘остается’, тјшІ ‘спускается’, эшли ‘работает’; 
13) показатель прошедшего времени -че, ср. чув. -че; 
14) название процесса передается при помощи ары>асы: аласы килде ‘хотел взять’; 
15) показатель профессии в этрусском -тѕ (д), в тюркском -чы: китапчы ‘книжник’; 
16) глагол-сказуемое размещается в конце предложения; 
17) наличие одинаковых безличных предложений: аєламыйсыз ‘вы не понимаете’. 

Карлтон Кун об этрусках 

«Краниометрические данные из этрусских гробниц дают информацию о том, что это был неиндоевропейский и несемитский народ, а типичные жители Восточного Средиземноморья раннего Бронзового века. Как и более ранние представители эль-Аргар из Испании, мезоцефальные значения черепного указателя доминируют над долихоцефальными и брахицефальными, формируя с этими экстремальными значениями равные пропорции. Стоит заметить, что метрические характеристики обеих серий очень схожи, но черепа этрусков немного крупнее, что неудивительно. 

На этрусских черепах сильно сглажены надбровья; стенки черепной коробки не параллельные, как у классических средиземноморских форм, а расширенные у затылка и сужающиеся в лицевой части черепа; лоб – узкий; орбиты высокие и круглые; нос – узкий. Этруски с типично ближневосточной черепной коробкой, напоминают каппадокийский тип, обнаруженный в хеттский период в Алишаре и планоциптальных брахицефалов, обнаруженных в гробницах Кипра. В римские времена эти две вариации были смешаны, результатом чего стали различные мезоцефальные формы, к которым также относились и финикийцы» 

«ныне мы знаем, что в ходе истории любого языка происходят постепенные изменения на всех его уровнях - в фонетике, грамматике, значениях слов. Конкретный характер этих изменений в разных языках и в разные эпохи различен, различна также скорость этих изменений. Но неизменным не остается ни один живой язык. Неизменны только мертвые языки. Внешний облик слова в ходе истории языка может меняться чрезвычайно сильно — вплоть до полной неузнаваемости». (А.А.Зализняк. 2009). 

Этрусские руны

«у тюрков довольно давно существует письменность. Когда еще славяне о письменности и не подозревали, тюрки во всю писали. В конце VII-го – начале VIII-го века были написаны огромные памятники, которые сохранились до наших дней. Это памятники Кюль-Тегину, Могиляну, Тоньюкуку и другие, написанные руническим письмом. Сами себя они называли «Тюрк». Письмо их ни на что не похоже. Нет никаких аналогов данного письма в данном ареале. Они подхватили идею, что можно записывать, но не сделали ничего похожего на китайское письмо. Их письмо также не похоже и на вариант арамейского письма, существовавшего на этой территории. И не похоже на варианты индийского письма, которым пользовалось индийское население южной части Шелкового Пути. Язык, который лежит в основе этих памятников, выделяется как самостоятельная единица в 560-е». (О.А.Мудрак.2009). 
Непереводимые Этрусские руны

Сравните близость внутри индоевропейской языковой семьи язык древних и современных и тюркской.... 

«Чем больше временная дистанция, тем труднее современному человеку, если он не имеет специальной лингвистической подготовки, понять сочинения своих предков. Углубляясь во всё более древние времена, он дойдет и до таких текстов, в которых ему не понятно почти ничего. Например, для современного англичанина (не лингвиста) древнеанглийский текст Х века — это уже просто иностранный язык». (А.А.Зализняк. 2009). 

Непереводимые руны этрусков

 

А.Б.Долгопольский : «В языках древних алтайских народов (тюркских народов) оказывается немало слов из языков восточной и северной части Передней Азии: из эламского (кик "небо"), из шумерского (дингир "бог"). Этот факт вместе со многими другими, например, с данными антропологического анализа черепов древних жителей Южной Сибири и Западной Монголии, оказавшихся европеоидами - пришельцами с Запада, заставляет полагать, что когда-то в глубокой древности носители алтайских языков жили недалеко от Передней Азии, а именно в Средней Азии. Таким образом, получается, что почти все ветви ностратического языкового ствола в древнейшее время обнаруживаются либо в Передней Азии (Малая Азия, Иран, Ближний Восток), либо рядом с ней (Закавказье, Средняя Азия»). 

П.И.Пучков: «Алтайская этноязыковая общность (тюркская этноязыковая общность) была, по-видимому, подобно другим общностям распавшегося ностратического этноязыкового единства, европеоидной, однако по мере продвижения на восток многие ее группы, сохраняя свои языки, все более поглощались в расовом отношении местным монголоидным населением. Лучше других удержали свои европеоидные морфологические черты некоторые народы тюркской группы, причем большинство юго-западных тюрков, если и были в какой-то мере метисированы, то при реверсивном движении на запад вновь впитали в себя европеоидный элемент, постепенно "растеряв" почти все приобретенные при движении в восточном направлении монголоидные признаки». 

А вот мнение К.А.Пензева, который на вопрос журналиста «Литературной газеты»(2007 год) о том, что «кто может утверждать со всей определённостью, что казахи есть прямые потомки древних тюрков, а не тюркизированные монгольские племена?», даёт следующий ответ: «В тюркологии, знаете ли, существует множество весьма тёмных мест, обусловленных прежде всего политикой… Так как тюрки оказались чрезвычайно воинственным народом, то покорили множество племён монгольской расы и, соответственно, передали им свой язык. По мере продвижения на восток отдельные тюркские ветви были поглощены в антропологическом отношении местным монголоидным населением и некоторые окончательно растеряли все европеоидные морфологические признаки». 

Большинство тюркских народов Сибири и Алтая до начала нашей эры сохранили свои европеоидные черты. Так, например, известный российский антрополог Чикишева Татьяна Алексеевна в статье «Динамика антропологической дифференциации населения юга Западной Сибири в эпохи неолита-раннего железного века.» (09.03.2010) пишет о предшественниках современного населения южной Сибири: «В горных районах Алтая и Саян (в Центральной Туве) антропологическую основу ранних кочевников составила автохтонная протоморфная антропологическая общность, восходящая к южной евразийской антропологической формации. Изменения в антропологическом составе населения происходили в основном со второй половины VI в. до н.э. В антропологическом составе носителей пазырыкской культуры Горного Алтая выявляется европеоидный компонент, генетически восходящий к скотоводческому населению северных районов Передней Азии и южных районов Средней Азии». 

Вот такие украшения изготавливали этруски


«основная масса местных насельников тюркского периода Казахстана характеризовалась европеоидными чертами. Если сравнить формирование лингвистической и антропологической общностей, то население, прежде всего стало говорить на тюркских языках и лишь значительно позднее стало монголоидным. Преобладание монголоидных элементов в разных пропорциях в физическом облике местных насельников наблюдается главным образом в монгольский период». (О. Исмагулов. «Этническая антропология Казахстана», стр. 169. Алма-Ата, 1982.)

Лидогенерация BulgarPromo - продвижение сайтов
Профессиональное создание сайтов