Отец будущего имама Аль-Газали Ат-Туси был благочестивым и очень честным человеком. Жил он на то, что делал своими собственными руками. А именно – он прял шерсть, после чего продавал её в городе в своей собственной лавке (город в нынешнем Иране). Отец постоянно посещал и общался с различными проповедниками и алимами, оказывал им услуги, помогал в различных делах. И всякий раз, когда он слушал праведников, то плакал и молил Аллаха о таком сыне, который бы походил на них. Аллах его мольбам внял, и очень скоро даровал ему двоих сыновей, одного из которых назвал он Абу Хамидом Мухаммадом (именно его впоследствии и стали звать – Аль-Газали), он и стал впоследствии учёным. Второго сына, в дальнейшем ставшего известным проповедником, стали звать Абуль Футух Ахмад.
Отец братьев умер в 520 году Хиджры.
Перед своей кончиной он отдал их на воспитание суфию, своему другу, сказав ему, что сильно сожалеет о том, что не смог достичь знаний при жизни и хочет, чтобы это сделали оба его сына. «Обучи их, используя любые способы, пускай даже это станет причиной истощения всего наследства»
И его друг начал содержать обоих мальчиков, за счёт оставленного им наследства. В итоге, оно иссякло. А сам суфий был крайне беден, и ему было в тягость содержать их, а потому он предложил обоим поступить в качестве учащихся в медресе, чтобы мочь прокормить себя в дальнейшем и обеспечить свою жизнь на какой-то срок.
Когда позже имам Аль-Газали рассказывал об этом, то он выразил сущность своей юности следующими словами: «Мы с братом встали на путь знаний не ради Аллаха, однако Он захотел, чтобы он стал ради Него». О матери Аль-Газали Ат-Туси не известно ничего, кроме того, что она умерла, оставив своего сына сиротой в младенчестве.
Аль-Газали Ат-Туси (его полная версия имени: Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ат-Туси аш-Шафии) был шейхом, был имамом, и был для своего времени крайне редкой личностью. Он был совершенным духовным руководителем всех учёных в своё время. Он был муждахидом своего времени, издал много полезнейших для читателя изданий. Он хорошо разбирался в мазхабах, в самых основах Ислама, знал принципы логики, прекрасно разбирался в причинах и ходе споров, разногласий, умел правильно вести разговор и спор с соперников, заводя его в нужно русло. Он обладал очень глубоким, аналитическим умом, изучил философию, доведя знание её до совершенства.
Всю его жизнь мы модем разделить на несколько этапов, выбрав каждый из них в соответствии с путешествиями, которые он совершил в поисках Знания.
1.Город Тус.
В этом городе он родился, вырос. Там же сделал свои первые шаги к Знанию, изучил первое мусульманское право, учился в медресе.
2.Город Торгон.
Ему не исполнилось ещё и двадцать лет, когда Аль-Газали Ат-Туси уже отправился в Горгон, ища Знания. Это путешествие он совершил в 470 году. В путь он взял с собой лишь одну книгу: «Комментарии к вопросам по мусульманскому праву», автор которой Абу Наср Аль-Йсмаили. Впрочем, у него было несколько томов этой книги.
И с этими книгами связана достаточно курьёзная история, которая приключилась с Аль-Газали Ат-Туси. Он сам говорил об этом так: На наш караван в пути напали разбойники, и у меня отобрали всё ценное, что было. Когда они стали уходить, то я пошёл за ними. Их старший заметил меня и сказал, пригрозив оружием: «Возвращайся, иначе тебе смерть!» Но я ему сказал: «Аллаха ради, возврати мне лишь мои книги. Нет вам в них никакой пользы, а мне же они нужны». Тот спросил: «А что за книги?» «Лежащие в той торбе» - ответил я ему. – «Я трудился над ними, слушал их, познал, что в них». А он посмеялся и ответил: «Как ты теперь можешь знать то, что в них? Мы забрали их у тебя и ты остался совсем без знаний!» После чего он велел своим людям бросить эти книги мне.
И далее Аль-Газали Ат-Туси говорит, рассказывая об этом случае: «Я обратился сам к себе, и сказал: «Эти слова Аллах вложил этому человеку в уста, чтобы направить меня на истинный путь, о этого он был не правильным». И, вернувшись из Горгона, я потратил 3 года и выучил эти книги наизусть, пока полностью их не выучил. Я сделал это затем, чтобы вновь не остаться совсем без знаний, когда опять нападут разбойники».
3.Город Нисабур.
Знания, которые Аль-Газали Ат-Туси приобрел в прошлом городе, всё же не смогли его удовлетворить, и он жаждал большего от пути познания. И в 473 гожу он вновь отправился в путь, поехав в Нисабур, где вновь взялся за учёбу со всей возможной серьёзностью, а потом и сам начал писать книги. Ему в это время было уже 28 лет и он был женатым человеком.
4.Королевский лагерь, который находился в Аль-Муаскаре.
Из Нисабура он отправился в Аль-Муаскар, в 478 году. Там он познакомился с Низамом аль-Мульком, главой министров. Министр приблизил его к себе из-за знаний, авторитета и высокой степени Аль-Газали Ат-Туси перед Аллахом. Также понравилось ему в Аль-Газали его умение дискутировать. Вскоре Аль-Газали Ат-Туси занял там высокое положение при Совете министров. В Аль-Мусакаре он пробыл в общей сложности 5 лет.
5.Багдад.
В 484 году Низам альМульк назначает Аль-Газали Ат-Туси главным учителем медресе «Ан Низамия», которое находилось в Багдаде. У Аль-Газали было 300 учеников. На тот момент ему было 43 года. Удивляя людей своим красноречием, характером, благородством, он любил их, а они любили его. Его часто посещали, получая в итоге исчёрпывающие ответы на своим собственные вопросы. И так продолжалось до того момента, пока он отказался от должности и славы, полностью отрекшись от мирской суеты.
Он пробыл в этом городе 4 года и покинул город в 488 году, назначив перед этим своего брата, как своего заместителя.
Что де могло послужить причиной такого резкого поступка?
Он потом рассказывал об этом случае: «Когда посмотрел на себя со стороны, то нашёл своё нынешнее положение чрезвычайно опасным для себя, поскольку я сильно привязался ко всему тому, что приобрёл в этой, земной жизни. Я стал привязан ко всему, что меня окружало. И, проследив за всеми делами. Окружающими меня, я нашёл, что самое лучшее. Чем могу быть занят в жизни – это обучение и преподавание. Однако, это всё были науки, которые не приносили пользы иной, кроме пользы для этого мира. К тому же, они были не столь важны и для этой, тленной жизни. Потом я вспомнил о своём намерении обучать других людей и понял, что делаю это не только ради Аллаха, но ради славы и почёта, которые окружали меня. И я понял, что я сейчас нахожусь нигде иначе, кроме как на краю пропасти и иду прямой дорогой в Ад, если сейчас же не возьмусь за исправление своего положения. А потому я принял решение уехать из Багдада, поскольку мысли о моём занимаемом положении не давали покоя моей душе. Однако моему нафсу это не понравилось, и моя душа стала противиться мне. И я стал колебаться между страстью и эгоизмом, и призывами того, следующего света. И потом просто возникла необходимость осознанного выбора»
И в то же время Аль-Газали Ат-Туси заболел. Причём, сила заболевания была так сильна, что он не мог выговорить хотя бы одного слова. Аль-Газали Ат-Туси говорил: «Я пытался преподавать хоть на краткий срок, хотя бы в течение одного дня, чтобы хоть иметь возможность успокоить сердца тех, кто меня регулярно посещал, но это желание было тщётным. Мой язык завязался узлом, тело не переваривало пищу, она стала для меня очень горькой. Я не мог сжевать хотя бы кусочка хлеба. Моё тело ослабло, ни один доктор никак не мог найти исцеления для меня».
Я обратился к Всевышнему Аллаху, как это и случается с человеком, попавшем в беду. И Аллах внял моим мольбам, облегчил моё положение, и помог моему сердцу отказаться от имеющихся у меня денег и славы.
Я объявил всем моим тогдашним знакомым, что уезжаю в Мекку, а сам же направился в Аш-Шам (Территория нынешних Палестины, Иордании, Ливана и Сирии). И решил остаться там навсегда. Меня уговаривали вернуться, однако я не внял просьбам и остался там взяв с собой только самое необходимо для семьи и себя.
6. Иерусалим, Дамаск, Священная Земля «Хиджаз».
Аль-Газали Ат-Туси прибыл в Дамаск в 489 гожу Хиджры. И там он всерьёз начал заниматься уединением, духовным старанием, внутренними упражнениями. Его уроки заняли порядка двух лет. Он полностью погрузился в самоочищение, очищая свою душу от дурных качеств, приобретая благие, очищал сердце от любви к земному, и приучал его к поминанию Аллаха каждый миг его бытия. Он узнал об этих практиках из науки суфизма (тарикат).
Он пребывал в служении Аллаху некоторое время в Омеййядской Соборной мечети После чего он направился в Иерусалим, в Байт уль-Мукаддас. Ежедневно он выбирал место в мечети Куббат Ас-Сахра, проводя там время в молитвах к Аллаху.
В этом же городе Аль-Газали Ат-Туси начинает работу над четырьмя томами «Воскрешения наук о вере», завершив её в Дамаске. Эта книга вскоре получила известность по всему миру. Он говорит, что в нём загорелось желание поехать в Мекку, чтобы наконец совершить Хадж, достичь благословения Мекки и Медины, и совершить зиярат. И он отправился в земли Хиджаза. Очень скоро его дети начали просить его вернуться на родину, но он им долго отказывал. Однако вскоре он всё же дал им своё разрешение, поскольку сам намеревался остаться там навсегда. В этом уединении он провёл в общей сложности 11 лет.
7. И вновь Нисабур.
Аль-Газали Ат-Туси оставил уединение в 499 году, вернувшись в Нисабур. Причиной тому был тот факт, что люди начали оставлять истинную веру и большое значение предавать суевериям, отклоняясь от принципов исламского вероубеждения. И его сердце подсказало ему, что ему следует немедленно прекратить уединение, выйдя к людям. Аль-Газали Ат-Туси сказал себе, что уединение ничем не поможет, когда ослабление Веры, как болезнь, распространилась повсеместно, и заболели даже сами доктора, а люди тем более находятся на грани самой гибели.
После чего он решил, что сложившееся положение вещей можно исправить лишь появлением сильного, набожного правителя, который бы соответствовал велению времени. Посоветовавшись с шейхами по этому поводу, которые все дали ему совет прекратить уединение немедленно, он согласился и вернулся. Вернувшись, начал обучать Исламу людей.
Однако теперь у него была уверенность того, что вернувшись у своему прежнему положению он уже не обманется соблазнами мирского мира, а также своей славой, а использует влияние и авторитет во благо распространения исламских наук, также вероучения. Это теперь было его целью и свидетель тому Всевышний Аллах. Теперь уже он совершенно искренне верил, что нет силы и мощи более, чем у Аллаха Высочайшего, Великого.
Он познакомился с Абу Али Аль-Фармади – шейхом, который являлся седьмым в цепочке великих учёных, святых угодников Накшбандийского тариката, который именовался Грядою Великих, после чего служил Аллаху под руководством этого шейха. Шейх наставлял его, покуда Аль-Газали Ат-Туси не прошёл ступени ат-тасаввуфа, и ему не открылось скрытое от других. Это срытое явилось ему причиной его счастья.
8. Вновь Тус.
Покинув Нисабур, Аль-Газали Ат-Туси вернулся на свою родину, в родной дом. Рядом с ним он построил медресе, обитель для суфиев. Он строго распределил своё дневное время, благодаря чему он мог преуспеть в желаемых им богоугодных делах: он обучал Корану, преподавал исламские науки, общался с суфиями. Каждый день ни одно из мгновений он не проводил без пользы, без дела. А каждый день завершался им общением со своей семьёй и чтением хадисов.
Аль-Газали Ат-Туси умер в 505 году Хиджры, 14 числа джумада аль-ахира месяца, в понедельник. В этот понедельник он переселился в мир вечности, покинув этот мир.
Аль-Газали Ат-Туси прожил в общей сложности 55 лет.
Он был очень простым человеком, образцом умеренности и скромности. В конце его жизни ему предлагали богатство, и не раз, однако он отказывался от них всякий раз. Он зарабатывал своим честным трудом деньги, которыми содержал семью. Аль-Газали Ат-Туси всегда довольствовался всем тем, что он имел сейчас, и у него не было привычки просить денег, у кого бы то ни было из своих знакомых.