Целая Эпоха в археологии получила свое название благодаря открытию Ананьинского могильника близ Елабуги, датируемого VIII—V вв. до Н. Э. На основе комплексных археологических, исторических данных, учитывая частоту совпадения экспертных оценок хронологии датирующих находок из древнейшего слоя Елабужского городища и прилегающего посада, принимая во внимание заключения ведущих научных центров Российской Федерации учёный совет Института истории АН РТ определил, что Елабуга возникла на рубеже X—XI веков и сформировалась как поселение городского типа к 1005—1010 годам. Таинственная башня Елабужского «Чёртова» городища — свидетель бурных событий средневековья. Издревле здесь находилась летне-зимняя переправа через Каму. В болгарский период она становится составной частью торгово-караванной дороги из центральных районов Волжской Болгарии в Среднее и Верхнее Прикамье (к вису) и далее до Ледовитого океана. В XII в. была сооружена белокаменная мечеть (Ак-мечеть) с восемью башнями и полубашнями, конструктивно похожая на соборные мечети в Биляре — Болгаре (IX—XX вв.) и Болгаре (XIII—XIV вв.) и имеющая самые близкие аналоги в мечетях-крепостях в Сусе (Тунис) и Багдаде (Ирак). В настоящее время останки этой мечети-замка являются единственным частично сохранившимся болгарским наземным сооружением домонгольской эпохи. Археологическими раскопками последних лет получены интересные результаты, позволяющие рассматривать древнюю Алабугу в числе булгарских городов, существовавших в еще домонгольский период нашей истории. В IX—X столетии н. э. образовалось Булгарское государство, ценнейшим памятником которого является «Елабужское городище» — остатки древнего булгарского города. Одна из башен старинной крепости, реставрированная в 1860-е годы, является местом паломничества верующих, гостей города, туристов.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АЛАБУГА.
Алабуга (Елабуга) по праву считается одним из старейших городов Татарстана, имеющим наряду с Болгаром и Казанью богатое историческое прошлое. Средневековая Алабуга включает в себя знаменитое Елабужское (Чёртово) городище с руинированными остатками белокаменной башни домонгольского болгарского зодчества, посад и три некрополя, функционировавшие в пределах X-XVI вв.
Елабужское (Чертово) городище расположено юго-западнее исторического центра города на правобережье устья р. Тоймы, правого притока р. Камы. Занимает северо-восточную половину большого мыса коренной террасы Камы, возвышающегося над ней на 50-64 м. Восточный склон мыса представляет собой крутой каменистый спуск к реке; к западному примыкает глубокий (до 40 м) длинный овраг.
Площадка городища с незначительным уклоном на север имеет ширину 120-80 м, длину 370 м и укреплена с юго-западной, напольной стороны 3 линиями земляных валов и рвов. Ширина основания валов 10-13 м, сохранившаяся высота около 1,5-1,7 м, ширина рвов 4-5 м при глубине около 1,5 м. Общая площадь городища, включая укрепления, достигает 34000 кв. м. Сохранность памятника плохая. В XIX в. значительная часть площадки городища распахивалась. В 30-е годы XX века с целью открытия карьера на юго-западной части памятника велись земляные работы. В 1958-1962 гг. нефтяники добывали здесь бутовый камень. В связи с этим первая и вторая линии валов, а также центральная часть площадки городища сильно разрушены и сохранились фрагментарно. Наружные склоны внешнего ряда валов и почти вся площадка городища изрыты поздними перекопами и ямами; некоторые из них представляют собой остатки небольших раскопов и шурфов, производившихся в течение последних двух столетий. Прилегающая с юга территория плотно застроена дачными домиками. Белокаменное сооружение с частично уцелевшей и отреставрированной в XIX в. башней -единственное наземное архитектурное сооружение домонгольской Болгарии - располагается у восточного склона средней части площадки городища.
Посад средневековой Алабуги открыт в 1997 г. и до настоящего времени исследуется Елабужской археологической экспедицией. Он расположен в 1700 м к северо-востоку от городища на правом берегу р. Тоймы. Занимает центральную часть территории, прилегающей к надлуговой террасе, ограниченной с запада и востока небольшими речушками, овражками. Будучи центром Трехсвятской крепости, а потом и Елабуги, данная территория в XVI-XVIII вв. активно застраивалась, что привело к сильному разрушению хронологически более ранних отложений культурного слоя. К настоящему времени следы посада болгарского времени прослеживаются на территории около 20000 кв. м.
Елабужский II некрополь, обнаруженный Елабужской археологической экспедицией в 1994 г., располагался вдоль восточного склона мыса в 100-200 м южнее внешнего вала городища. Почти полностью уничтожен во время строительных работ в 1983-1984 гг. Приблизительная площадь некрополя не более 2000 кв. м.
Елабужский III некрополь открыт в 1997 г. Занимал южную окраину средневекового посада, прилегающую к черте надлуговой террасы. Площадка некрополя имеет незначительный уклон на юг. Ориентировочные размеры: с запада на восток 80-85 м, с юга на север 40-45 м.
Елабужский IV некрополь расположен в 500 м восточнее посада и 2200 м северо-восточнее городища (район пересечения улиц Тукая и Октябрьской), в более 100 м от края надлуговой террасы р. Тоймы. Существовали отрывочные сведения о разрушенных на данной территории погребениях. Впервые исследован Елабужской археологической экспедицией в 2001 г. Приблизительная площадь памятника около 9000 кв. м.
История изучения Елабужского («Чертова») городища.
Отечественная историческая наука средневековую историю города Елабуги неразрывно связывает с Елабужским городищем, в среде русскоязычного населения именуемым «Чертово». Следует отметить, что «Чертовым городищем» население называет не само древнее поселение, а лишь остатки каменного сооружения, точнее, одну из сохранившихся его башен. Именно эти развалины в течение многих веков притягивают к себе внимание «летописцев», краеведов и историков. Неизменным здесь является только то, что ни в одном из сочинений городище как поселение не рассматривается вне истории города. Если кто из авторов и не называет его именно Алабугой (Елабугой), то всегда оговаривается, «что на Елабуге».
Наиболее ранние сведения о Елабужском городище и его белокаменном сооружении даются в историко-публицистическом сочинении «Казанская история» неизвестного автора второй половины XVI в.: «Бе не в коем улусе казанском мал градец пуст, на брезе высоце Камы реки стоя, его же Русь именует бесовское градище. В нем живяше бес, мечты творя от много лет. И то бе еще старых болгар молбище жертвенное. И схожахуся ту людие мнози со всея земля Казанския, варвари и черемиса, и мужи и жены, жруще бесу и о полезней себе вопрашаху от ту сущих волхвов. Бес же аки овех от недуг исцеляше, и овех, с нерадением минующих его, умаряше, не пометнувших ему ничто же и плавающих рекою опроверзаше ладья и потопляше в реце, чюдо же, и от кристьян неких погубляше, тем никто же смеяше проехати его, не повергши мало что от рухла своего. И к вопрошающим ответы невидимо отдаяше жерцы своими, и комуждо их долголе(т)ствие сказоваше, и смерть и здравие, и немощи и убытцы и на землю их пленение, и всяку скорбь. И на войну пошедше, жряху ему совопрашающеся с волхвы, аще с добытком или с тщетою возвратятся. Бес же все проявляше им впред и сим прелщаша, овогда же и лгаше. И посла тогда царь самого сеита казанского вопрошати,
аще одолеет Казань московский царь князь великий, или казанцы ему одолеют, и до 10 дней павше на землю кляцаху и моляхуся ерея бесовския, не востающе от места и мало ядуще, да не умрут з гладу. Минув 10 дней, в полудни отозвася глас от беса в мечети, глаголюще, всем людем слышащим: «Что стужаете мне? Уже бо вам отныне несть на мя надежи, ни помощи ни мало от мене; отхожу бо от вас в пустая места, непроходная, прогнан христовою силою; приходит бо зде, со славою своею и хочет воцаритися в земли сей и просветити святым крещением». И по мале часе явися дым черн, велик, извнутрь градца, из мечети, на воздух идя, смрад зол. Из дыма же излете змий велик, огнен, и на запад полете, всем нам зрящим и чюдящимся, и не видим бысть изо очию нашею. И разумевше все бывшее ту, яко исчезе живот их» [Казанская история, 1954, с. 91-92]. В некоторых списках этого произведения делаются уточнения, такие как « в некоем улусе Казанском градец мал» или «бесовское городище» расположено «на высокой горе близ городка Елабуги» [История о Казанском царстве, 1791, с. 127; ПСРЛ, XIX, 1903, с.67, 317]. Автор «Казанской истории», неплохо информированный о топографии местности, безусловно связывает Алабугу с событиями 1550 г.
Интересные сведения содержатся в татарских, в том числе фольклорного характера, источниках. В большинстве из них с древней Алабугой связываются остатки военной крепости с развалинами каменных сооружений. В них же указываются на весьма почитаемые мусульманские святыни - «кладбища святых» в устье р. Тоймы. Автор XVIII в. Хисамутдин Шарафэтдин, который в числе других опирался и на фольклорные данные, в своем сочинении «Таварихэ Болгария» пишет: «Господин эмир Тимур прибыл в Содом (Суддум), то есть в город Елабугу. В то время в Содоме ханом был Ильбахты, сын Уразбахты хана. Этот хан не знал никакой веры и религии; мир-Тимур обращал его в ислам, но тот не согласился. Упомянутый Содом был небольшой городок, его также обратил в прах и, приказав разломать ворота, бросил их в Каму, жителей же взял в плен, а остальных разогнал всех по разным странам света. Он посетил могилы последователей,
находящиеся на устье Туймы (Амлян-хаджи, Акбаш-хаджи? — А.Н.)» [История Татарии в документах, 1937, с.44]. В других татарских преданиях приводятся сведения о давних родственных связях между казанскими и алабужскими правителями, о местном хане Сугуне, сыне Ильбахты, его приемнике Ислам беке, о погребении хана Улу-Мухаммада в окрестностях города и т.д. [Эмирхан, 1994, с.ПО]. И, наконец, существует «Байт об Алабуге», бытовавший среди местных татар:
Алабуга ак шэпэр, тарихы озак яшэр,
Дошманга, яуга бирелмэс, юлына каршы тошэр.
Алабуга урыс кулына Сэугэн ханнан калгандыр,
Сэугэн ханнын мажарасы тарихта язылгандыр.
Атлар жиктем яратып, Саралыга каратып, Саралы, Сэйтэк чукынган, кэфер утын таратып. Алабуга олылары Туйхужа белэн Акхужа Сорлектелэр иленнэн,
Сарай белэн Сэеттэкбэк чыктылар ислам диненнэн [Яхин, Бакиров, 1979, с.127].
Подстрочный перевод:
«Алабуга город белый, история его будет долго жить, Врагу, нашествиям не уступит, преградит дорогу им. Алабуга русским от хана Саугана досталась, Судьба хана Саугана в истории осталась.
Запряг я лошадей, намереваясь отправиться в Саралы, Саралы, Сейтяк крестились, распространяя огонь неверных. Алабужские старейшины Туйходжа и Акходжа Выдворены из страны, Сарай с Саеттакбеком вышли из исламской веры.»
Социальная сфера, достопримечательности
Памятник И. И. Шишкину, великому русскому художнику
С Елабугой связано много известных людей, здесь родился и часто бывал И. И. Шишкин(многие его картины, в том числе самые известные написаны по мотивам окрестностей Елабуги), здесь же в его доме-музеи хранится часть его картин, на ул. Набережной установлен памятник, в Елабуге находится музей-усадьба Н. А. Дуровой, музей поэтессы М. И. Цветаевой. В Елабужском уезде родился и вырос В. М. Бехтерев (1857—1927) — учёный-психоневролог, в честь него открыт музей. В городе действует — Елабужский государственный педагогический институт, который расположен в здании где ранее распологалось Епархиальное училище, перед зданием установлен памятник Стахееву, самому известному благотворителю Елабуги, на средства которого и было построено это здание, являющиеся памятником архитектуры нач. XX века., кроме него в Елабуге много других зданий построеных купцами и представляющих архитектурную и историчускую ценность. В 1995 году был подписан указ президента Российской Федерации о создании в Елабуге историко-архитектурного музея заповедника.