Много веков назад, там, где в настоящее время простирается гладь Иссык-Куля, была суша, на которой находились поселения и города. Через них проходили ветви караванных путей, здесь возводились прекрасные дворцы, проводились ирригационные системы, шумели базары, в своих мастерских работали ремесленники.
Но потом эти селения и города поглотила вода. Никто не знает, когда была столь мощная трансгрессия. Тайна затопления городищ уже давно будоражит умы ученых. Одним из самых древних городов “Иссык-Кульской Атлантиды” является город Чигу (Чигучэн – в китайских источниках) Чигу – это ставка верховного вождя усуней, пришедших с востока Центральной Азии.
Во втором веке до нашей эры усуни захватили долины Тянь-Шаня, а их верховный правитель занял прежнюю ставку саков на Иссык-Куле. В это время Чигу посетил великий китайский путешественник Чжан Цянь, с помощью которого 2000 лет назад завязались отношения между жителями Тянь-Шаня и государством Хань.
На дне залива у села Песчаное археологами обнаружены остатки городища Сарыбулун. Письменные источники упоминают название только одного населенного пункта в этой местности – Чигу. Учеными выдвинута гипотеза; затонувшее городище Сарыбулун и есть город Чигу.
К сожалению, прогулки по улицам древнеусуньской ставки возможны только для аквалангистов, но на южном берегу залива можно найти много древней керамики, которая щедро выбрасывается волнами озера. Археологам еще предстоит исследовать городище, скрытое под водой. На городище, большая часть площади которого находится на дне Тюпского залива, собраны: каменные орудия (ладьевидные зернотерки, куранты, разнотипные песты, терочники, шары и т.п.), керамика (кухонная, столовая, парадная, тарная).
Все керамические сосуды круглодонные, вылеплены на матерчатом шаблоне, хорошо известны по раскопкам наземных погребальных памятников. Подобные единичные материалы находили еще на дне озера в районах Кой-Сары и Тору-Айгыра.
У поселка им. М.Фрунзе на северо-восточной окраине озера Иссык-Куль открыто крупное поселение сако-усуньского времени, расположенное сравнительно недалеко от городища Сарыбулун-Чигу, и, в отличие от него, оно давно уже освобождено водами Иссык-Куля. Стационарные раскопки позволяют установить неизвестные страницы культуры (архитектура, фортификация, строительные материалы и др.) и подтвердить открытую нами "античную" регрессию озера Иссык-Куль.
О развалинах на дне озера близ Койсары знали не только в научных кругах. Сведения о них были включены в такие авторитетные издания, как энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, а также в словарь Гранат. А тогдашняя администрация области и уезда и пальцем не пошевелила для предотвращения варварского разрушения ценнейшего памятника.
В настощее время озеро полностью освободило город из плена. Там, где были улицы, кварталы и архитектурные ансамбли, – ныне песчаная равнина, местами густо поросшая джерганаком, местами заболоченная, кое-где в камышовой оправе блестят зеркала крохотных озер, возвышенные места покрыты цветками чия. Не так уж часто, но можно различить бугорки и валы, бывшие крупные строения и оборонительные стены. Значительная площадь восточной части городища распахана. На полях, особенно после полива или дождя, можно собрать солидную коллекцию керамики. Попадаются в основном фрагменты толстостенных сосудов (хумы, котлы).
Изредка на пашне блеснет мелкий фрагмент парадной глазурованной посуды белого, зеленого или коричневого цветов, характерных для семиреченских городов X-XII вв. Встречаются фрагменты керамики голубого цвета, посуды так называемого монголо-тимуридского времени (XIV-XV вв.).
Город по своему типу принадлежал к тем средневековым городам, площадь которых была окружена "длинными стенами". Остатки этих стен и сейчас видны, но только в тех местах, куда не смогла дойти всесокрушающая сила волн озера. Одна из них протяженностью в 6 км ограждает территорию от озера Кара-Куль до юго-западного угла урочища. Высота сохранившейся части составляет от 1 до 2,5 м, ширина основания – 15 - 18 м.
Другая стена, ломаной линией пересекая первую в районе с. Богатыровка, тянулась от края террасы до поймы реки Джеты-Огуз. Такого вида длинные стены известны вокруг крупных городов Таласской и Чуйской долин. Они ограждали сады, огороды, пастбища для скота горожан. В пределах территории, защищенной длинными стенами, строили усадьбы, храмы, отводили площадь под городские кладбища.
Одно из них находилось в северной части урочища и, судя по найденным двум каменным изваяниям, принадлежало древним тюркам. В настоящее время цитадель частично разрушена выборкой грунта для хозяйственных нужд. Это поселение с цитаделью по своей топографии напоминает согдийские поселения Чуйской долины.
Не из таких ли отдельных поселений формировался Верхний Барсхан, о чем еще в Х в. писал Кудама ибн Джафар? Центральные развалины (т.е. собственно город), судя по остаткам густой застройки, занимали значительную территорию площадью примерно в 3 х 2 км. Здесь же располагался и ремесленный центр города, где трудились камнетесы и металлурги. На территории бывших ремесленных кварталов (как мы их условно назвали) найдено большое количество шлаков, каменных зернотерок, молотильных камней, больших слитков кричного железа, металлической и глиняной посуды и других материалов.
Не исключено, что именно здесь, в северной части городища, трудились мастера, разгадавшие секрет сплава харсини, о чем было известно еще ал-Бируни. О высокой санитарной культуре жителей города свидетельствуют частые находки кобуров – керамических труб, из которых составляли подземные трассы водопровода и канализации. В черте густой застройки отмечена ниточка водопровода, состоящая примерно из пятидесяти кобуров.
Развалины у Койсары – единственное из городищ, освобожденных озером, на котором были проведены научные археологические раскопки. Здесь в 1960 г. археолог Д.Ф. Винник исследовал монументальное архитектурное сооружение из обожженного кирпича.
Здание было квадратным в плане (14,2 х 14,2), по углам его украшали трехчетвертные колонны, в восточной стене был вход, толщина стен составляла 2,4 м. функциональное назначение сооружения не вызывало сомнения – это была погребальная родовая усыпальница, гумбез. Внутри было раскопано тридцать скелетов. Усыпальница была ровесница гумбезу Манаса в Таласской долине, построенному в XVI в. Идентифицировать городище с городами Иссык-Куля, упомянутыми средневековых источниках, пока не удается.