0 товара(ов)
0 руб.



Популярные товары
Описание:

(СКАЗАНИЕ О ДОЧЕРИ ШАНА) . Книга на булгарском (татарском) языке. Поэма написана в 882 г. Эта поэма - эпос была создана до всех русских летописей, за триста лет до поэмы «Слово о полку Игореве»!

Цена: 400 руб.



Название: 100% Булгар
Размер: 
Описание:

Качественная х/б футболка с надписью "100% Булгар"

Цена: 599 руб.



Логин

Пароль



Регистрация

Голоса из глубины веков - Мухаммедъяр. Автор: Ижбулатов Мдхат Резванович

ГОЛОСА ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ К 500-летию булгарского поэта Мухаммедьяра "Тому дай руку, кто устал в борьбе" (Мухаммедьяр, булгарский поэт-гуманист 16 век.) Автор статьи Мидхат Ижбулатов, учитель-методист, преподаватель риторики и философии интегрированной школы "Озарение". Р.S. Статья написана в 1979 году, но из-за негласного запрета в те годы не могла быть опубликована. С незначительными изменениями предлагается вниманию читателей. Каждый народ внес и продолжает вносить в мировую культуру свой посильный вклад. Подобно другим народам и наравне с ними булгаро-татарский народ также творил не только материальные ценности, но из поколения в поколение нес, духовно развивая свое общественное сознание, обогащая взгляд на мир, совершенствовал умственную деятельность, настойчиво борясь за выход из царства тьмы, невежества и национальной ограниченности. Булгаро-татарский народ вырастил целую плеяду прог¬рессивных мыслителей - ученых - просветителей, поэтов и писателей, мастеров искусства - выразителей дум и чаяний трудящихся масс. И все это достойно глубокого уважения, высокой оценки научного обобщения и использования в современной идеологической работе. Одним из таких ярких имен является имя Махмуда Хаджи углы Мухаммедьяра Булгари (ХVI в.), создателя двух крупных произведений "Тухфа и Мардан" (Дар мужей) и "Нур и Cудур") ("Лучи души"). Сохранились лишь скупые сведения о средневековом поэте. Судя по его лирическим строкам, он далек от тех, кто занимает общественное положение в обществе. В поэме "Нур и Cудур" он упоминает о том, что служит муджавиром, то есть хранителем гробницы в мавзолее хана Мухаммед-Амина, находившемся у Казанских ворот города Булгар (Мустафин Рафаэль. Образ времени. Казань, Татарское книжное издательство, 1981, с. 37). На рубеже 1539-1540гг. Мухаммедьяр создает бессмертное творение "Тухфа и Мардан", которая свидетельствует о высоком уровне развитие булгаро-татарской культуры эпохи Булгаро-Казанского ханства. Имя Махмуда Хаджи углы Мухаммедьяра Булгари было известно ученому миру в первой половине XIX века, благодаря исследованиям известного русского ученого-востоковеда, профессора И.Н. Березина (См. Абилов Ш. Творчество татарского поэта Мухаммедьяра (ХVI) Казань; 1950г.). Он дал высокую оценку поэме "Тухфа и Мардан", которая состоит из 1612 стихотворных строчек, включает шесть самостоятельных расска¬зов, ряд отдельных эпизодов и лирических отступлений, посвящение и заключение. Другое крупное произведение "Нур и Cудур" было закончено 15 мая 1542 года. Оно было обнаружено в Казани в 1940 году писателем и ученым Наки Исанбетом. Поэма состояла из 1246 строк (полный же ее объем, как выяснилось впоследствии, 1710 строк). Рукопись, как и предыдущая, составила не подлинник, а список конца ХVШ века. (Мустафин Рафаэль. Образ времени. Казань, Татарское книжное издательство, 1981, с. 36). В послевоенные годы разными людьми и в разных местах были найдены ещё четыре списка тех же произведений великого гуманиста. Казанский ученый Ш. Абилов путем сличения этих списков дополнил недостающие в первоначальных вариантах строки и подготовил первое издание сочинений средневекового булгаро-татарского мыслителя. Оно вышло в Казани на татарском языке в 1966 году. А в 1997 году к 500 – летию была издана поэма «Нур и Cудур». Кроме двух крупных поэм «Тухфа и Мардан» и «Нур и Cудур» Мухаммедьяр Булгари написал стихотворное произведение "Насихат" (Назидание). Известно, что в Казани, Булгаре, Биляре, Суваре и других городах Среднего Поволжья существовали богатые библиотеки, погибшие, к великому сожалению, в огне пожаров и губительных войн. Но, несмотря на это до нас дошли нетленные строки поэмы Кул Гали "Кысса и Йусуф", которой в 1983 году исполнилось 750 лет и являющейся одной из вершин булгаро-татарской поэзии средневековья, произведения Сейфа Сараи (XIV в.), в которых пульсирует мысль о высоком назначении человека и проводится смелая идея о том, что Земля не является цент¬ром Вселенной, а вращается вокруг Солнца (Миннегулов Хатип. Сейф Сараинын яна ?с?рл?ре. в ж. «Казан утлары» 1972, № б, 136 бит.), дастан Хисама Кятиба "Джум-джума-Султан" (1369), сборник Махмуда Булгари "Нахджель Фарадис"(1358г.) (Абилов Ш. Идеи социальной утопии в наследии татарских мыслителей периода средневековья. Сб."Из истории татарской общественной мысли". Казань, 1979, с.58.), трактат неизвестного автора ХV века "Насихат ас-Салихин" (Абилов Ш. Идеи социальной утопии в наследии татарских мыслителей периода средневековья. Сб. "Из истории татарской общественной мысли". Казань, 1979, с.58.), в котором высоко оценивается знание, которое приносит пользу, математический трактат 1542 года "Кагыйд?л?р ?ыентыгы” (Свод правил) (Беркутов В. Булгар татарларында санау ысуллары".В ж."Совет мэктебе", 1975, № 2, 59-61 битл?р.) и ряд других произведений. И среди них до нас дошли десять списков поэм Мухаммедьяра, что свидетельствует об их широком распространении в народе. И в связи с этим известный литературовед Р.Мустафин пишет: "Значит, автор сумел в какой-то мере опередить свое время, а народ считал эти произведения своими. Их читали, переписывали, передавали из поколения в поколение" (Мустафин Рафаэль. Указанная работа, с.43.). Читатель может задать вполне резонный вопрос: «Почему же тогда творчество Мухаммедьяра не стало достоянием широкой общественности, как нашей страны, так и за рубежом, как, например, творчество Томаса Мора с его знаменитой "Утопией" или Томаза Кампанеллы, автора опти¬мистического и жизнеутверждающего "Города Солнца" и т.д.?" Причин тому несколько. Европейские гуманисты, в основном, писали на латыни и поэтому их идеи широко распространялась по Европе, а Мухамедьяр писал на языке "тюрки", то есть ново-булгарском литератур¬ном языке, которым владел слишком узкий круг европейских ученых. Томас Мор, Томазо Кампанелла теснейшим образом были связаны с Западом, а Мухаммедьяр, в отличие от них, с Востоком. И как было указано выше, второе произведение казанского гуманиста "Нур- и Cудур" было обнаружено Наки Исанбетом только в 1940 году! И самое главное, произведения Мухаммедьяра до сих пор не переведены на русский язык. Имеются толь¬ко их отрывки в "Антологии татарской поэзии", изданной в Казани в 1957 году на русском языке и в 55 томе Всемирной литературы, издан¬ной в Москве в 1972 году. А ведь только через русский язык можно передать идеи булгарского мыслителя до европейского читателя! И, наконец, творческое наследие Мухаммедьяра, наверняка, не ограничивается только тремя произведениями! Не исключено, что новые поиски, как и поиски собирателя старинных рукописей, Наки Исанбета, увенчаются успехом. Махмуд Хаджи углы Мухаммедьяр Булгари создавал свои произведения, когда новая эпоха вызвала к жизни новые представления о сущности об¬щества, о природе человека. Жизнеутверждающее гуманистическое начало все активнее претворяется наиболее передовыми представителями об¬щества. Гуманистов этого периода волнует отношение человека к самому себе, к миру, к богу, обществу, труду, знанию, морально-этические проблемы. В это время особую роль стали играть морально-психологи¬ческие ориентиры, идеи самовоспитания. Гуманистическое миропонимание утверждалось средствами эмоционального убеждения с помощью образов и примеров. Поэтому риторика и поэзия выступают на первый план. Ведь красноречие неразрывно связано с нравственностью, и отсюда связь доброго нужного слова с жизнью. Поэзия для ранних гуманистов вопло¬щает в себе универсальную мудрость и универсальное знание и понимается мировоззренчески: она как бы философия в образах. Поэтический язык, как и красноречие - способ непосредственного воздействия замеча¬тельных имён среди гуманистов Европы. Булгаро-татарский народ не составляет исключения, который выдвинул крупных мыслителей и поэтов в эпоху Булгаро-Казанского ханства: Гарифбека и неизвестного автора сочинения "Воители из Булгар" (середина ХV в.), Мухамед-Эмина (к.ХV-н.ХVI в.), Эмми-Камала и Махмуда Хаджи углы Мухаммедьяра (первая половина ХVI в.). На фоне других мыслителей и поэтов Мухаммедьяр Булгари выде¬ляется степенью своего таланта и глубиной философского осмысления реальной действительности. Имеется несколько исследований, посвященных его творчеству. Ш.Абилов, например, рассматривает общественно-политические взгляды Мухаммедьяра (Абилов Ш.Ш. Творчество татарского поэта Мухаммедьяра (ХУ1в.) Казань, 1960. Он же. Идеи социальной утопии в наследии татарских мыслителей периода средневековья. Сб."И истории татарской общественной мысли". Казань, 1979, с.58-60.), Р.Шарипов – проблемы гуманизма и счастья в его произведениях (Шарипов Р.Г. О гуманизме Мухаммедьяра.-Указ.сб., с.64-71. Он же. М?х?мм?дьяр и?атында б?хет м?сь?л?се.- В ж."Казан утлары", 1979, № 3, 141-145 битл?р.), различные аспекты его мировоззрения, анализирует Я.А.Абдуллин (Абдуллин Я.А. Татарская просветительская мысль (Социальная природа и основные проблемы). Казань, Татарское книжное изд-во 1976, с.29-30.), Р.Мустафин (Мустафин Рафаэль. Образ времени (Статьи). Татарское книжное изд-во. Казань, 1961, с.35-43.), З.А.Ишмухаметов (Ишмухаметов З.А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии (Исторические очерки) Тат. книжн. изд-во. Казань, 1979, с.88-91.), М.Усманов (Усманов Миркасим в ж. "Казан Утлары", 1968г., № 2, с) и др. Но настала пора осмысления творчества великого гуманиста с несколько иных позиций. Какое место занимает Мухаммедьяр в общече¬ловеческой культуре, какие параллели и созвучия прослеживаются в произведениях Мухаммедьяра, европейских, восточных гуманистов и представителей русской еретической мысли средневекового периода, выявив в то же время их специфику и своеобразие (Примечание. Автором данной статьи были предприняты усилия по осмыслению творчества Мухаммедьяра на стыке истории, литературы и философии в плане выявления параллелей и созвучий, путем сравнения Мухаммедьяра с представителем русской еретической мысли Феодосием Косым (ХVIв.), итальянскими гуманистами Салютати и Петрарки (ХVIв.) и автором всемирно известной "Утопии" Томасом Мором (ХVIв.). Эти мысли нашли свое отражение в докладе на тему: "Проблемы человека в произведениях булгаро-татарского поэта-гуманиста Мухаммедьяра (0 некоторых параллелях в творчестве Мухаммедьяра и европейских гуманистов средневековья), с которым автор данной статьи выступал на конференции молодых ученых ИЯЛИ им. Ибрагимова КФАН СССР в марте 1980 года, который был с большим интересом восп¬ринят учеными и вызвал положительный отклик. Статья с некоторыми сокращениями, но без ущерба к основному содержанию, опубликована в газете "Вечерняя Казань", 30 июня 1982 года, под названием "Ты совершай добро, в нем польза есть". (Ретроспектива).). Мухаммедьяр подошел к аналогичным идеям независимо от евро¬пейских мыслителей, так как он не мог общаться с ними и быть зна¬комым в силу объективных исторических причин. Но в то же время это свидетельствует о том, что духовная культура булгаро-татарского народа эпохи Средневековья достигла такого высокого уровня развития, что его наиболее крупные и выдающиеся представители смогли ясно осознать цели и задачи общества, ввести новое гуманистическое понимание в средневековое мировоззрение, опередив тем самым свою эпоху. Современная методология требует, чтобы общественная мысль и культура народа рассматривалась как неотъемлемая составная часть общечеловеческой культуры, чтобы наравне с выявлением специ¬фических черт и особенностей социально-экономического развития национальной культуры правдиво раскрылись объективно сложившиеся и все более интенсивно управляющаяся взаимосвязь и взаимопонимание культур народов (Фасеев К. Некоторые вопросы общественно-философской мысли татарского народа", в ж. "Коммунист Татарии", 1979, № 3, с.83.). В данном конкретном случае уже было отмечено, что Мухаммедьяр подошел к обще гуманистическим идеям независимо от европейских мысли¬телей. Но это вовсе не означает, что Мухаммедьяр варился в собствен¬ном соку, не испытывал ничьих влияний. Европейские гуманисты, как указывалось ранее, были теснейшим образом связаны с Западом, а Мухаммедьяр, в отличие от них с Востоком в силу объективных социально-экономических и исторических причин. Анализируя общественно-политические и философские взгляды Мухаммедьяра нужно отметить, что он впитывал в себя, равно как и ев¬ропейские гуманисты, идеи выдающихся мыслителей Востока: М.Фараби, Н.Туси, Авиценны, Бируни, Низами, Навои и других. Идеальное общество способное дать равенство всем гражданам, описывается М Фараби (870- 930), Н.Туси (1201-1274), картины фантастического общества изображаются также в поэме Низами (1141-1208), "Икбал-Наме" (Абилов Ш. Идеи социальной утопии в наследии татарских мыслителей периода средневековья. Сб. Из истории татарской общественной мысли. Казань, 1979, с.56.). Но через арабско-персидскую литературу Мухаммедьяр был знаком и с антично-греческой философией. В то же время взгляды Мухаммедьяра переплетаются с корнями общественной мысли булгаро-татарского народа, которые уходят вглубь веков. Уже в поэме Кул Гали "Кысса- и Йусуф" (н.ХШ в.) ставятся вопросы сугубо социального характера (Хисамов Н.Ш. Поэма "Кысса и Йусуф" Кул Гали (Анализ источников сюжета и авторского творчества). Изд. "Наука4, 1979. Усманов Миркасим. Кул Гали: восемь веков в народной памяти. В Информ.бюллетене "Новости" (ЮНЕСКО), 1983, № 5, с.17-23.) . Идея справедливости занимает большое место в произведениях Сейфа Сараи "Гулистан бит-тюрки" (1391) и "С??эйль в? Г?лдерсен" (1394) (Миннегулов Хатип.Указ.ст. в ж."Казан утлары", 1972, с. 6 ). Идея справедливости, гуманного отношения к простому человеку четко проходит также в дастане Хисама Кятиба и Джумджума-Султан (1369), в сборнике Махмуда Булгари "Нахджель Фарадис" (1358) и трактате неизвестного автора ХV века Насихат ас-Салихин. Автор этого произведения высоко оценивает знание, которое приносит пользу обществу. Переходя к анализу творческого наследия Мухаммедьяра, надо от¬метить, что его произведения были созданы в различных городах «Тухфа и Мардан» (1539-1540) в г. Казани, а "Нур и Cудур" (1542) в г. Булгар. Этот факт привлекает наше внимание. Чем вызван отъезд Мухаммедьяра из г. Казани в г. Булгар? Попытаемся в этом разобраться. Казань в то время была средоточием не только экономической, но и духовной жизни булгаро-татарского и других народов Поволжья. Здесь было высокоразвитое ремесло. Городские ремесленники объединились в своеобразные корпорации типа цеховых организаций городов средневековой Европы (История Татарской АССР, под ред. М.К.Мухарлямова. Казань, 1973, с.31.). В городе процветали торговля и культурный обмен со странами Востока, Византией, Московской Русью, Закавказьем. Все это стимулировало развитие интеллектуальной жизни булгаро-татарского общества. В Казани творили ученые в области математики, истории, литературы, философии. В городе было много поэтов. На это указывает и Мухаммедьяр: "Бер га?иб бу, кем ш???р эче тулуг" (Полон город многими, считающими себя поэтами) (М?х?мм?дъяр. Т?хф?и мард?н. Нуры содур.Поэмалар.Казан, 1966, 26 бит.). Ведь Казань унаследовала лучшие традиции высокоразвитой циви¬лизации. Это с одной стороны. Но с другой стороны произвол и тирания со стороны феодальной аристократии во главе с главным хамом (здесь опечатка, вместо «главный хам» имеется ввиду слово «главный хан» либо «ка?»). Поэтому в этот период наблюдается обострение классовой борьбы. Так, согласно "Казан¬ской летописи"; "Не хотят бо казанцы меншие болших слушати и покорятися им". О сильных внутренних классовых противоречиях свидетель¬ствуют мощные вооруженные выступления горожан и крестьян в 1495, 1531, 1545-1546, 1546, 1551 годах. Жестокая эксплуатация народных масс, политическая нестабильность (за первые три десятилетия ХVI века сменилось более десяти ханов, представителей - самых различных партий) и многочисленные войны довели страну до бедственного состояния. Наиболее дальновидные представители образованных кругов, обеспокоенные несправедливостью, беззаконием и угнетением, царящим в государстве, пытались найти выход из создавшегося положения, выражают активный протест против существующих порядков. К их числу принадлежит и Мухаммедьяр Булгари. Но он ведь относится к социальным низам и это накладывало на него свой отпечаток. В поэме "Тухфа и Мардан", которую Мухаммедьяр Булгари соз¬давал в г.Казани, он пишет о себе: "Есть в этом городе, бедняга скромный, В глазах людей - безвестный, жалкий, темный. Так мне ли разум потерять и честь И в круг великих с наглостью пролезть" (Татар поэзиясы антологиясе. Казан, 1956, 61 бит.) Но Мухаммедьяр не мог оставаться безучастным к беззакониям, происходящим в стране, к социальной несправедливости, сама объектив¬ная реальность наталкивала его на защиту интересов простого народа. И постепенно во взглядах Мухаммедьяра наблюдается эволюция в сторону активного протеста против существующих порядков. Он проникается идеей моральной ответственности перед страной, верного служения народу и любви к простому человеку. Например, беседуя со своим серд¬цем, он пишет: "Ты знаешь помыслы мои, всеправный, Наставь меня на путь добра и славы. Хочу достичь я в слове торжества, Чтоб возлюбил народ мои слова". (Антология татарской поэзии. Казань, 1957, с.63). И следуя своему жизненному кредо, Мухаммедьяр, как заступник интересов демократических слоев города и деревни, выступает с гуман¬ными требованиями об облегчении тяжелой участи простого народа, осуж¬дает социальный гнет, несправедливость и беззаконие. И такой человек становится опасным для феодальной верхушки, особенно в период обост¬рения классовых противоречий. И господствующие слои Булгаро-Казанского ханства не могут примириться с этим. Не имея возможности распра¬виться с Мухаммедьяром; слава о нем распространилась слишком далеко, его вынуждают покинуть Казань и отправиться в древнюю столицу г. Бул¬гар, то есть он по существу подвергается изгнанию. Внешне это выглядело вполне благопристойно: он становится хра¬нителем гробницы в мавзолее хана Мухаммед-Амина, находившемся у Казанских ворот города Булгар, а по существу – это почетная ссылка. В то время древняя столица уже не была ни экономическим, ни куль¬турным центром, являясь своеобразной Меккой для мусульман Поволжья и Приуралья, куда стекались толпы паломников. Феодальная аристократия рассчитывала этим самым морально сломить Мухаммедьяра, нейтрализовать его прогрессивные убеждения, заставить его замолчать и смириться со своим положением. Но эти расчеты не оправдались, получилось наоборот; ссылка его закалила, опальный мыс¬литель не был сломлен. Во втором своем произведении "Нур и Судур (1542), созданном уже в г.Булгаре, Мухаммедьяр, находясь в оппозиции к представителям господствующего класса, бросает вызов сильным мира сего: "Эй вы, меджлиса мудрые столпы, для избранных урок мой и толпы" (Антология татарской поэзии. 0 щедрости, с.66.). Как видно, перед нами уже активный борец, невзгоды и лишения лишь только укрепили его в правоте своего дела. Идеи средневекового гуманизма, отстаивание интересов бедноты, осуждение социального зла и светские мотивы в его произведениях звучат гораздо сильнее, чем в сочинениях его предшественников. Являясь выразителем интересов широких слоев народных масс, под-вергавшихся жестокой эксплуатации, Мухаммедьяр критикует феодально-теократические порядки, поступки имущих классов и призывает быть беспощадным в отношении тех, кто причиняет народу зло. Он мечтает о переустройстве существующего строя, основанного на насилии и эксплу¬атации. Мухаммедьяр верил в силу разума человека, его духовные ка¬чества, призывая его к активным действиям: Смелей твори добро, придет пора И ты узнаешь тоже вкус добра. Ты совершай добро - в нем польза есть. Кто зло творит, - того настигнет месть. Тому дай руку, кто устал в борьбе. Когда-нибудь он руку даст тебе (Перевод Р.Морана) (О доброте. Антология татарской поэзии, с.61.) Для того, чтобы между людьми царило чувство взаимного уважения и солидарности, Мухаммедьяр хочет уравнять их положение в обществе и сделать их равными в имущественном отношении. Аналогичную идею о равенстве людей, выдвигал также крупный представитель еретической школы в России ХVI века Феодосии Косой, произведения которого, к сожалению, до нас не дошли (Краткий очерк истории философии. Под ред. М.Т.Иовчука, Т.И.Ойзермана, Й.Я.Шипанова, М., 1971, с.128-129.). О них можно судить по сохранившимся сочинениям его идейного противника Зиновия Отенского. Феодосий Косой требовал, например, уничтожить имущественное и общественное неравен¬ство людей, отменить налоги и установить справедливые законы, исхо¬дящие из того, что люди должны любить и помогать друг другу. Утопические представления хорошо прослеживаются во взглядах современника Мухаммедьяра и Феодосия Косого, прогрессивного китайского мыслителя Хэ Синьиня (1517-1579) (Ушаков А.М. Утопическая мысль в странах Востока:традиции и современность.Изд-во Москов. ун-та, 1982, с.105-110.). Он был одним из представите¬лей возникшей в ХVI веке "еретической "тайчжоуской школы", в которой развивались идеи равенства, ликвидации социального гнета, уравни-тельного распределения, критического отношения к нормам конфуцианс¬кой морали. В эпоху Средневековья в сознании многих гуманистов, в том числе и у Мухаммедьяра, была сильна вера в справедливого правителя. Это иллюзорное представление в своей основе было утопическим. Еще во времена Волжско-Камской Булгарии этот вопрос ставился булгарским поэтом Кул Гали в поэме "Кысса и Йусуф" (нач.ХШ в.). Новизна дан¬ного произведения заключается в том, что автор выдвинул в центр сю¬жета проблему правителя и решил ее с народных позиций. Сам сюжетный материал оказался благотворным для постановки проблемы правителя и народного благоденствия в продолжение всей истории мировой литера¬туры, вплоть до знаменитой версии Томаса Манна, где также исследуется модель идеального общества (Хисамов Н.Ш. Поэма "Кысса- и Иусуф" Кул Гали, с.43-43). В развитие сюжета, по Фирдоуси включительно, эта проблема обозначалась до центральной проблемы (Хисамов Н.Ш. Поэма "Кысса- и Иусуф" Кул Гали, с.137). В его поэме заслуживает приста¬льного внимания факт возвышения правителя из низов, то есть картина освобождения Йусуфа из рабского состояния и отношение народа к его предстоящему возвышению. Именно такой человек, познавший страдания, тяготы и невзгоды жизни соответствовал чаяниям простого народа в качестве правителя. Все мощные выступления народных масс на протя¬жении многих столетий проходили под знаменем "справедливого царя". Вспомним хотя бы восстание под предводительством Емельяна Пугачева, в котором принимали участие народы Поволжья и Приуралья, в том числе и булгары-татары. Н.Ш. Хисамов в своей монографии о творчестве Кул Гали при¬водит булгаро-татарские пословицы, в которых лаконично выражена эта идея: "Карадан чыккан хан яхшы" ("Хорош тот хан, который произошел из черни"), «Кара кешенен булганы - Ходай булганы» ("Когда ханом становится выходец из черни, он равен богу") (Хисамов Н.Ш. Поэма "Кысса- и Иусуф" Кул Гали, с.137). И образ такого царя воплотился в Йусуфе, который как правитель в экстремальных условиях проявляет себя в деятельной заботе о народе во время голода, ибо сам он познал страдания, будучи рабом. Известны его энергичные меры по накоплению запасов зерна и хранению его с целью раздачи простому народу. Интересно отметить, что и в империи инков и ацтеков Америки в царских хранилищах скапливалось зерно, которое во время голода раздавалось народу. Исследователь В.Сучков отмечает, что в образе Йусуфа воплощена "Идея деятельного гуманизма" (Сучков Б. Роман-миф.В кн.Манн Т. Иосиф и его братья, М.1968, т.I, с.29.). Экономические меры Йусуфа привели к сосредоточению земли и богатства в руках государства, обуздав тем самым сепаратистские тенденции крупных владельцев иму¬щества. Государственная деятельность Йусуфа в годы засухи уравняла всех людей в правах и имуществе. В талантливом поэтическом оформле¬нии эти идеи играли важную социально-политическую роль в эпоху феодализма с его тенденцией к раздробленности. Г.А. Горбатский со ссылкой на положение Ф.Энгельса о роли королевской власти в средние века (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. 3-ое изд.т. 21, с.411.), отмечает прогрессивное значение идеи сильного и справедливой государя, воплощенной в образе Йусуфа. В тогдашнем обществе была мечта об идеальном государстве. С этой целью великий булгарский гуманист Мухаммедьяр рисует картины идеаль¬ного прошлого. Так, в рассказе об Ануширване изображено общество, где нет ни богатых, ни бедных, ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых а есть равноправные члены, которые одинаково наделены имуществом, между ними царит чувство гармонии и дружбы. А глава государства Ануширван, воплощая в себе образ идеального правителя, подобно Йусуфу правит мудро и справедливо, окруженный учеными советниками. Поэтому в стране исчезает гнет и насилие. В другом рассказе перед нами предстает такая же картина идеального общества. Если кто-либо попадает в бедственное положение, то тут же приходят ему на помощь и ради товарища жертвуют всем. А это возможно только в обществе, где все равны. Возвращаясь к реальной, действительности Булгаро-Казанского ханства, Мухаммедьяр Булгари как гуманист стремится довести до всех одну важную истину: "Оттого, что правитель иноверец, государство не погибнет, страна рухнет от угнетения" (М?хаммадьяр.Т?хф?и м?рдан. Нуры содур.Казан, 1966, 85 бит.). Это требовало большого гражданского мужества в период средневековья, когда господствовала религиозная нетерпимость. А позаимствовал эту идею и творчески приме¬нил Муханмедьяр у Кул Гали "Кысса и Йусуф", герой которой также является иноверцем по отношению к египтянам, о благе которых он самоотверженно заботился. Идеалы социальной утопии Мухаммедьяра, являясь реакцией на существующий строй, перекликаются с "Утопией" Томаса Мора (1478-1535гг) (Утопический социализм. Хрестоматия. М. Изд-во Политехнической лит-ры.1982, с.50-78. ' Утопический роман ХVI-ХVII веков. Изд-во "Художественной лит-ры".М., 1977, с.40-141.). В «Утопии» английского гуманиста также как и в картинах идеаль¬ного общества, созданных Мухаммедьяром, отразились конкретно-исто¬рические условия, сложившиеся в ХVI веке. Но основное значение этой книги в том, что она представляет собой мечту о лучшем общественном строе. Томас Мор, как и Мухаммедьяр, выражает глубокое сочувствие страданиям широких народных масс. Но в отличие от Мухаммедьяра Булгари, который мечтал уравнять всех членов общества в имущественном отношении, автор "Утопии" указывал на частную собственность как на основную причину бедствий народа и всех социальных зол. Исследователь А.М.Ушаков, анализируя развитие утопической мысли на Востоке, пишет о том, что на "Утопию" Томаса Мора оказали влияние отчеты о путешествиях в Вест-Индию, а сам Томас Мор говорит об Утопе, как выходце из Индии. Утопию обычно располагают где-то между Индией и Южной Америкой или на Цейлоне (Тапробана). Именно на Тапробане поместил свой город Солнца Кампаннела, хотя основателей его считал выходцами из Индии. Причем автор подчеркивает их связи с Китаем. Уже утопию Ямбула, исследователи связывают с Индией, о.Бали или Сирией (Гелиополис, Баальбек). Серьезная аргументация в пользу вестиндских истоков утопий Кампаннелы содержится в работе В.А.Кузьмищева "У истоков общественной мысли Перу" (М.,1979г.с.311-346). И как справедливо отмечает А.М.Ушаков: "Восточное влияние в европейс¬ких утопиях может быть даже их восточные корни - вопрос далеко не надуманный". Идеальное общество, созданное в фантастических картинах Мухам¬медьяра, имеет себе аналог и в корейской утопической мысли. А.М.Ушаков указывает на то, что она выдержана в духе европейских теоре¬тических утопий, хотя нет никаких оснований предполагать какое-либо влияние или заимствование. Перед нами предстает подобно идеальному царству во главе с Ануширваном в картинах Мухаммедьяра, "островная" утопия корейского автора Хо Гюна (1569-1618). Изображение утопичес¬кого идеального королевства на острове Юльдо вызвало настолько силь¬ный резонанс в стране, что конфуцианское правительство поспешило казнить автора. Значительное место в произведениях Мухаммедьяра занимает про¬блема справедливости. Весьма характерно его заявление, вопреки нормам ортодоксального Ислама: "Бер с?гать гадел кыйлмак яхшырак Кем гыйбад?т алтмыш елдан озакрак". (Один час справедливых дел ценнее шестидесяти с лишним лет, прове¬денных в постах и молитвах). (М?х?мм?дъяр. Т?хф?и мард?н.Нуры содур.Казан, 1966, 84 бит.) Для того, чтобы страна была сильной и цветущей и не было в ней насилия, по Мухаммедьяру, государство должно зиждиться на принципах справедливости. Эта мысль выражена в произведении "Нур и Cудур" в главе "Справедливость и язык" (Антология татарской поэзии, с.67.). Это созвучно идеям итальянского гуманиста Салютати, который считал, что никакое общество не может существовать без справедливости. Если устранить законы, то всякий будет злоупотреблять властью и даже силой. Согласие - здоровье общества, а оно охраняется и украшается законами, как прочной связью (Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины ХVI- первой половине ХV вв.М., 1977, с.230.). Мухаммедьяр, так же как и итальянский гуманист, поднял в своих произведениях и раскрыл в художественных образах насущные вопросы и передовые идеи своей эпохи. Мухаммедьяра, как и европейских гуманистов, волнуют проблемы человечества, его внутренний мир. Это ярко прослеживается в беседе поэта со своим сердцем (Антология Татарской поэзии с.62-63). Здесь он спорит со своим внутренним го¬лосом, происходит своеобразное раздвоение личности, познается инди¬видуальная неповторимость. Яркую и выразительную характеристику этого явления дал итальян¬ский гуманист Петрарка: «Воля моя нерешительна, желания в разладе и, враждуя, теряют меня. Так против внутреннего человека воюет внешний» (Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины ХVI- первой половине ХV вв. М., 1977, с.351). В данном случае мысли Мухаммедьяра и Петрарки полностью созвуч¬ны. Здесь налицо смелая постановка вопроса о моральной ответствен¬ности человека и его внутренней стойкости и активности. Мухаммедьяр показывает, что человек пытается бороться против предопределенности судьбы; Унд?рт яш?н?йитсе э-б-т ---, Буре йигей гакыйбет угбунызы, С?зл?б?н шак к?зендин булды гайбв Тануга калды х?ср?т эчр? шак га?еиб... (Кыз рэсеме.Татар поэзиясе антологтясе, 60 бит. а) Гакибет - ахырда. б) Сузлэбэн - сейлэгэч. в) Булды ганб - югалды. На рубеже четырнадцати лет ее настигнет рок. От этого спасенья нет. Шах видел сам предначертанье это и принял меры в роковое лето. Судьба девушки. Антология татарской поэзии, с.59.) Но судьба у Мухаммедьяра, как и у Петрарки, может высту¬пать как божественное провидение. (Антология татарской поэзии, с.61). Хотя Мухаммедьяру и Петрарке не удается избавиться от противоречий при показе сложных взаимо-отношений судьбы добродетели с судьбой была громадным шагом в раск¬репощении средневековой личности. В ходе анализа творческой деятельности и эволюции его взглядов автор данной статьи исходит из того, что при определении значений художественных явлений нужно придерживаться ленинского указания об оценке роли исторического деятеля не потому, что он не дал по отно¬шению к нашей современности, а потому что нового дал по сравнению с его предшественниками. Это и называется историческим подходом (Ленин В.И. Поли.собр.соч.т.3., с.178). Развивая передовые идеи средневекового гуманизма, Мухаммедьяр является новатором в той смысле, что он широко использует богатые возможности общенародного языка, подняв его значение и авторитет. В этом смысле он развил традиции булгарского поэта Кул Гали (нач.ХШ в.), который отходя от книжно-языковых норм того периода, приближается к новой разговорной речи. В этом смысле поэму Кул Гали "Кысса-и Йусуф" можно сравнять с бессмертным творением неизвестного автора "Слово о полку Игореве", азербайджанского поэта Низами Гянджеви и грузинского поэта Шота Руставелли, которые, будучи великими мастерами языка, впитали все богатство сокровищницы родного народа. Мухаммедьяр предпринимает смелый опыт с традиционным выражением "птица и клетка" под которыми подразумеваются душа и тело. А впервые душу сравнивает с птицей Кул Гали. В близком к варианту Кул Гали, употребляется это сравнение в поэме Хисама Кятиба "Джумджума-Султан" (ХVIв.) Здесь образ "птица души" выражает душу поэта, пережившую радость творчества. У Навои тело и душа олицетворяются в образах птицы и клетки. Идею птицы и клетки подхватил у Навои Мухаммедьяр. Он создает новую образную конструкцию "гакыл коши”, то-есть «птица разума». Она связана со сложным социально-моральным положением Мухаммедьяра. Это выражение олицетворяет творческую совесть. Он выступает за взвешенное разумом слово: Иначе, если птица разума, найдя правильным, не проявит по отношению к языку внутреннюю власть, лучше стать глухим и немым (М?х?мм?дьяр. "Т?хф?и м?рд?н"."Нуры содур".Казан, 1966, с.26). Эволюция образа продолжается. И вот в начале XX века крупнейший новатор булгаро-татарской поэзии Габдулла Тукай (столетие которого в 1986 году отмечалось по линии ЮНЕСКО) собирает воедино все нюансы образа, открытые многими поколениями поэтов и вкладывают в него принципиально новый смысл, расширив смысловую емкость образа до предела. Перед нами предстает конфликт поэта с буржуазной действительностью «?зелг?н ?мет» (Разбитая надежда). Говоря о преемственности развития духовной культуры, о связи времен и поколений, мы думаем о том, кто подхватил эстафету от ве¬ликого булгарского гуманиста Мухаммедьяра и предложил развитие его идей. И мы можем назвать несколько ярких имен, а именно: Мавля Колый (вторая половина ХVII века) и Габдрахим Булгари (Утыз Им?ни) (1756-1836). Мавля Колый является одним из крупных поэтов средневековой Булгаро-татарской литературы. До нашего времени сохранилось около 200 его хикметов (Давлетшин К.С.Поэтика хикметов Мавля Колый.-Тез.докл.П научн. конф. молодых ученых, Казань, 1971, с.29.), которые являются ценными литературно-историческими памя¬тниками ХVII века и достойны более глубокого научного анализа. В его творчестве прослеживаются светские мотивы, он высоко ценил труд земледельца: «Земледелье священно и служит оно правоверным и неправоверным – равно» (Антология татарской поэзии. с. 70). Здесь ценно то, что ставится знак равенства между людьми разных вероисповеданий. Мухаммедьяр и Кул Гали тоже проводили эту идею в своих произведениях. Мавля Колый призывал помогать бедным и обездоленным, призывал к справедливости на земле (Татары Среднего Поволжья и Приуралья.Изд-во "Наука", М.1967, с.382). И в этом он созвучен с Мухаммедьяром и Кул Гали. В связи с этим хочется привести отрывок из хикмета "0 самом поэте и его творчестве”. Говорится хикмет в год по хиджри такой Одна тысяча восемьдесят восьмой. Говорит он о граде Булгар над рекой. Говорит его грешник великий - Мавля Колый. (Антология татарской поэзии, с.69.а) Хиджри - мусульманское летоисчисление. Хикмет написан в 1088г. по Хиджри, что соответствует 1677 году.) Возможно, когда Мавля Колый читал свой хикмет на берегу пре¬красной Идели (Волги), он представлял себе образ опального мыслителя и гуманиста Мухаммедьяра, которые создавая здесь в г. Булгаре свое произведение "Нур и Cудур" (1542). И Мавля Колый пытался проникнуться той атмосферой, в которой творил его великий предшест¬венник. Мавля Колый творил в тот период, когда в булгаро-татарской литературе распространился суфизм, который многим представляется как религиозно-мистическое ученье. Но, как справедливо отмечает исследователь Я.Г.Абдуллин: "Во многих случаях под прикрытием су¬физма выступали критики существующих общественно-экономических порядков, так как он осуждал жестокость, насилие, несправедливость и гнет" (Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. Татарское книжное изд-во, Казань, 1976, с.30). В полной мере это относится и к Мавля Колый, который “был ветром познанья и страсти носим, до конца отдал дань земным страданьям” (Антология татарской поэзии, с.59). В хикметах, посвященных изображению нечеловечески трудных жизненных условий нищих - гарибов, кисть художника часто обращается к черным краскам. При их помощи Мавля Колый передает душераздираю¬щие стоны людей (Антология татарской поэзии, с.70). Он, как и Мухаммедьяр, проповедовал идею равенства людей, призывая их "совершать добрые дела". Те же идеи проводит другой крупный поэт Габдрахим Булгари (Утыз-Имяни). Когда он касается светских тем, он защищает справедли¬вость и просвещение, требует служения народу: Если ты учен,... благодарность у народа делом заслужи”. Он, как и Мухаммедьяр и Мавля Колый, проводит идею равенства людей, независимо от происхождения и осуждает стяжательство “Беден, нищ ли - все равно ты человек всегда, Не присваивай себе людского ты труда”. Насколько синхронно мыслят Габдрахим Булгари (Утыз-Имяни) и Мухаммедьяр, свидетельствуют следующте строки: ”Тому дай руку, кто устал в борьбе. Когда-нибудь он руку даст тебе”.(Мухаммедьяр, перевод Р.Морана). “Если выручишь в несчастье ты другого, то и он поможет тебе, словно верный друг”. (Утыз Имяни). В стихотворении "Изложение богатых" Габдрахим Булгари (Утыз-Имяни), как и Мухаммедьяр, видит социальное неравенство между бога¬тыми и бедными, но они далеки от понимания истинных причин социаль¬ного неравенства и угнетения. Но объективно прогрессивным является то, что в их творчестве отразились светские темы, вопросы социаль¬ного устройства общества, нравственного воспитания людей и т.д. Их идеи позднее были подхвачены идеологами Булгаро-татарского просветитель¬ства и революционной демократией. Говорят, спелый колос не вырастет на незасеянной земле. Насто¬ящий человек, созидатель, труженик всегда знает, во имя чего он живет и работает. Живет он и работает ради будущего. А прошлое - это и есть та благодатная почва, на которой произрастает будущее. Вот для чего нужно знать, чувствовать, понимать национальную историю и культуру. Как-то я прочитал десятиклассникам одной из школ такие стихи: "Смелей твори добро, придет пора И ты узнаешь вкус добра! Тому дай руку, кто устал в борьбе, Когда-нибудь он руку даст тебе!" Стихи эти прозвучали так современно и актуально, что ребята не могли поверить, когда я им сказал: "Автор - булгарский по¬эт-гуманист Мухаммедьяр, который жил и творил в эпоху Булгаро-Казанского Средневековья”. Пользуясь словами Некрасова, он сеял "разумное, доброе, вечное", так же, как сеяли его Кул Гали, Фирдоуси, Низами, Шота Руставелли, Навои, Янка Купала, Тарас Шевченко, Радищев и многие, многие другие. Они жили в разные века, говорили на разных языках, но имели одни принципы и идеалы. Не зря этих людей называют ещё и гуманистами, ведь их заслуга заключается в том, что на нашей земле выращены спелые, золотистые колосья добра и справедливости. И люди эти достойны того, чтобы пришедшие им на смену поколения помнили их имена. И мы помним их, в том числе и Махмуда Хаджи углы Мухаммедьяра. Вели¬чие Мухаммедьяра Булгари в том, что он выступал с идеей, хотя и утопи¬ческой, о переустройстве общества на принципах справедливости, при¬зывая избавиться этим путем от нищеты, социального гнета и несправед¬ливости и сделать всех счастливыми! Мидхат Резванович Ижбулатов, историк, магистр Международной Педагогической Академии, преподаватель истории и обществознания, член Международной Ассоциации Журналистов Казань 1997 год. Моб. тел.: 89196250119


Комментарии:


Новый комментарий
Лидогенерация BulgarPromo - продвижение сайтов
Профессиональное создание сайтов