История без расстояний, или смысл нашей борьбы. Ижбулатов М.Р.
Я родился 28 августа 1946 года в ссыльно-поселённой семье в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области. Родители: отец Резван Ахунзян улы Ижбулатов (1893-1992) – племянник генерал-лейтенанта Хаджи-Ахмета Ижбулатова и мать Мастура Динмухаммат кызы Абсалямовна-Карачурина (1900-1989) – потомок древнего княжеского рода Карача-Биев были из Башкортостана в рамках «усиления классовой борьбы» из села Уйдрук-Баш Благоварского района Башкортостана, что в 10 километрах от села Каргалы-Баш – малой родины Аксакапа – классика булгаро-татарской литературы Амирхана-ага Еники.
Репрессии против нашего рода продолжались и в 1937-1938 годах, ко-гда был расстрелян мой дядя Рустем Ижбулатов – сын генерала Хаджи-Ахмета Ижбулатова на основании статей 58-1, 18-8 и 57-11 УП РСФСР.
По приговору военной Коллегии Верховного Суда СССР Р. Х.-А. Ижбулатов
Был признан в том, что с 1936 года являлся участником «военно-фашистского заговора», существовавшего в РККА, «проводил подрывную работу». Реаби-литация его честного имени состоялась в 1967 году. Рустем Ижбулатов командовал дивизионом подводных лодок на Чёрном море.
Историей своего рода и булгаро-татарского народа я начал заниматься ещё в школьные годы в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области. Оказывается, по отцовской линии корни рода Ижбулатовых уходят в IX век, а по материнской линии корни рода Абсалямовых-Карачуриных уходят в VI век. Как я только ни пытался убедить своих русских однокласс-ников, учителей в том, что предками современных татар являются волжские болгары, они упорно продолжали утверждать, что наш народ происходит от монголо-татарских завоевателей, у которых не было ни поэтов, ни учёных. Когда же я стал рассказывать о генерале Хаджи-Ахмете Ижбулатове на смех: «Дескать, как это в каком-то захудалом татарском ауле мог родиться будущий генерал? Ведь там не было даже бань?! И только, благодаря русским татары научились мыться в банях!» (Позднее я установил, что в селе Удряк-Баш до Октябрьской революции функционировали общественная библиотека, пять школ-медресе, выпускники которых стали позднее учителями, врачами, писателями, поэтами, инженерами). То же самое продолжалось и в годы учёбы в Томском Государственном Университете (1965-1969) на историко-филологическом факультете. Среди 150 студентов первого курса я был единственным представителем булгаро-татарского народа. Студенты, напри-мер, искренне удивлялись: «А разве у татар до Октябрьской революции была письменность?» Меня глубоко ранило дремучее невежество студентов Том-ского Университета, которые были убеждены в том, что только благодаря Октябрьской революции татары стали людьми и то при помощи «великого, старшего брата», которым мы должны быть вечно признательны.
Но были и понимающие люди. Одним из таких была директор средней общеобразовательной школы № 22 города Анжеро-Судженска, филолог по образованию Галина Алексеевна Введенская, которую я отношу к передовым слоям русской интеллигенции.
Это были годы учёбы в десятом классе. Я поделился с Галиной Алек-сеевной своими мыслями (весьма горестными), связанными с историей куль-туры моего народа. Она внимательно выслушала меня и предложила высту-пить с докладом на тему: «История культуры и литературы булгаро-татарского народа». Это придало мне силы. Я перерыл все городские библио-теки в поисках необходимой литературы. Несколько раз я консультировался с Галиной Алексеевной: «Время для доклада не ограничиваю, выступай, сколь-ко тебе нужно».
Доклад мой длился два часа. Перед одноклассниками и учителями раз-вернулась панорама. История культуры Волжско-Камской Болгарии, Казан-ского ханства, Казанской губернии, Республики Татарстан. Галина Алексеевна сказала следующее: «Сколько я работаю в школе, но такого доклада я ещё не слышала!» И от всего сердца поздравила меня. И я заметил, что у неё стояли слёзы на глазах. Это до сих пор в моей памяти, которая много раз возвращает Прошлое.
Меня глубоко поражало дремучее невежество не только студентов Том-ского Университета, но и учёных, учителей, творческой интеллигенции в от-ношении истории булгаро-татарского народа. А сколько фальсификаций и предвзятости в учебных пособиях, в художественной литературе и средствах массовой информации!
Всё это побудило меня заняться исследованием исторических источни-ков, где можно было найти зёрна Истины! Всё это систематизировалось и приходило в порядок. В 1970 году завязалась переписка с автором учебника по Истории СССР (7 класс) П. С. Лейбенгрубом. Были направлены бандероли и посылки с материалами по истории Татарстана и булгаро-татарского народа в целом, в том числе и свои публикации, которые Павел Соломонович пере-давал также по моей просьбе и академику М. В. Нечкиной.
В 1984 году П. С. Лейбенгруба не стало, но он успел внести часть этих материалов в методическое пособие для учителя «Идейно-нравственное вос-питание в обучении истории СССР (VII-X классы)», которое было издано в Москве в 1983 году тиражом 150 тысяч экземпляров. Это был мой вклад в де-ло установления Истины.
По окончании Томского университета я вернулся в свой родной город Анжеро-Судженск Кемеровской области, где стал преподавать историю и немецкий язык в средней общеобразовательной школе №32. В семидесятые годы господствовала пресловутая теория слияния наций в единый советский народ с единым языком, с чем я был категорически против, и выступал про-тив. Мне заявляли: «Вы идёте против мнения ЦК партии». Как стало известно позднее, на Учёном Совете Томского университета даже ставился вопрос о лишении меня Диплома об окончании ТГУ. Одновременно я находился в поле зрения Первого Секретаря Кемеровского обкома КПСС. В те годы я занимался активной пропагандой истории культуры булгаро-татарского народа во время публичных лекций перед школьниками, студентами, учителями, шахтёрами, допризывниками по линии общества «Знание». Являлся председателем лекторской группы при Анжеро-Судженском Горкоме ВЛКСМ и Горкоме КПСС. Эти лекции вызывали острый интерес у слушателей. Страсти разгора-лись во время апробации доклада на тему: «Татарской книге 360 лет!», на которой присутствовали заведующий отделом пропаганды и агитации Горко-ма КПСС, заведующий отделом Горисполкома, второй секретарь горкома ВЛКСМ, председатель городского общества «Знание», прокурор города и да-же председатель городского КГБ. Все умудрённые опытом и возрастом, а мне всего 24 года. У меня даже пересохло в горле. Но затем я преодолел себя и сказал себе: «Я должен доказать им на что способен молодой представитель татарской интеллигенции». Впечатление от прочитанного доклада было как от разорвавшейся бомбы. На моё обращение: «Какие будут вопросы?», ком-петентный представитель Горкома КПСС вскочил с места и крикнул букваль-но следующее: «Это глубоко националистическое выступление! Где здесь помощь русских?» На это я дипломатично заметил: «Это общеизвестный факт, я счёл нужным не повторяться!» Другие голоса с разных мест зала: «Где доказательства, откуда взята информация, из каких источников?» Этот момент я предвидел и вынул из портфеля несколько монографий по истории культуры булгаро-татарского народа, которые были выписаны мной из городов Казани и Уфы. Второй секретарь Горкома ВЛКСМ Бондаренко В. пролистал эти монографии и сказал: «Всё верно, хотя подборка сделана «выборочно». Это было в 1970 году.
Большой резонанс вызвали мои статьи «Сабантуй» и «Родной язык», опубликованные в городской газете «Борьба за уголь», соответственно, в 1970 и 1971 годы. В первой статье рассказывал как очевидец о национальном празднике Сабантуй, который проходил в колхозе «Азат Себер»(«Свободная Сибирь») Ижморского района Кемеровской области. Впечатления были неза-бываемыми, которые постарался передать читателям газеты. Поразила красота домов, построенных в национальном стиле, особенно две сохранившиеся деревянные мечети с гордо вознесёнными полумесяцами на фоне природы. Во второй статье поднималась проблема сохранения булгаро-татарского языка в условиях Сибири. Старики приходили к моему отцу Резвану Ахуновичу и говорили ему: «Как Ваш сын не боится опубликовывать такие статьи?» Эк-земпляры газеты «Борьба за уголь» я направлял к известному писателю, лите-ратурному критику Рафаэлю Мустафину. Рафаэль Ахметович удивлялся моим публикациям и писал о том, что подобное в Казани было бы невозможно! Это было в 1970-1971 годы.
Мне приходилось буквально воевать за каждую статью. Если к 85-летию Габдуллы Тукая мне это удалось, то в отношении Хади Такташа заме-ститель главного редактора Х. Теплов сказал следующее: «Как Вы посмели сравнить какого-то Такташа с Маяковским?!» В своей статье я привёл слова известного критика Гази Кашасафа: «Х. Такташ и В. Маяковский – гиганты советской поэзии». Какой криминал!
Как выяснилось позднее, за публикацию серии моих статей по истории культуры булгаро-татарского народа главный редактор газеты «Борьба за уголь» А. Краснокутский был вызван на ковёр к первому секретарю Анжеро-Судженского Горкома КПСС В. Румянцеву. Поэтому редакция газеты дотош-но изучала мои статьи, боясь пропустить «крамолу».
Я не ограничивался только публикациями в городской газете «Борьба за уголь» и в областной газете «Кузбасс».
По собственной инициативе решил провести подписку на национальные жур-налы и газеты, которые выходили в Казани. Когда я обратился по этому во-просу к начальнику городской «Союзпечати», то она сказала: « Кому нужен Ваш татарский язык?» Последовала моя ответная реакция: «Принципиально буду выписывать журналы и газеты только из Казани и Уфы!» Сотрудница «Союзпечати» стала извиняться за своего руководителя. Подписка прошла успешно. С подписными квитанциями ходил из дома в дом, агитировал жите-лей города Анжеро-Судженска. Они подписывались на журналы «Казан Ут-лары», «Чаян», «Азат хатын», «Ялкын», «Совет мәктәбе» и газету «Социали-стик Татарстан».
С целью приобщения земляков к истокам национальной культуры обра-тился с предложением к учителю-пенсионеру Нурие апе Гайнуллиной о со-здании Татарского Самодеятельного Коллектива. Нурия апа поддержала мою инициативу. Это был длительный, кропотливый процесс. В конце концов коллектив единомышленников из учителей, шахтёров, служащих, студентов, школьников был создан. Первое представление состоялось в 1971 году в народном театре города Анжеро-Судженска. Через несколько дней появилась моя статья «Удачный дебют» на страницах газеты «Борьба за уголь». Затем концерты состоялись в других городских заведениях культуры и даже во Дворце культуры татарского колхоза «Азат Себер» («Свободная Сибирь») Ижморского района Кемеровской области, где проходят сабантуи. Эти кон-церты буквально всколыхнули общественность города Анжеро-Судженска и Кемеровской области в целом. Появились публикации «Маленькая история большого дела», (автор Нурия апа Гайнуллина) в газете «Борьба за уголь», «Наша дружба», в областной газете «Кузбасс», где я описывал жизнь Татар-ского Самодеятельного коллектива, дружбу моего брата Раиса абый и его русского друга Александра Танкова и свою поездку в Германскую Демокра-тическую Республику, «Рахмәт хисләре» («Чувство благодарности») в журна-ле «Азат хатын» (1973 год, №10), автор Таисия Алексеевна Шатская.
Были заявление и такого рода: « дескать, развивайте татарскую культуру у себя в Казани, Татарстане, а здесь - Россия!» Когда я обратился в Кеме-ровское телевидение с предложением вести хотя бы раз в месяц передачи на татарском языке в порядке обмена с Казанским телевидением, то мне ответи-ли; что однажды они уже передавали отрывок из балета «Шурале». Этого с точки зрения Кемеровского телевидения было вполне достаточно для удовле-творения культурных запросов татарского населения Кузбасса. Это нонсенс!
Приходилось встречаться с фактами высокомерного отношения к бул-гаро-татарской культуре и литературе. В частности, в отношении поэта Хади Такташа, которого я сравнивал с Владимиром Маяковским. ( В статье шла речь о выявлении параллелей и созвучий в творчестве двух поэтов). А ведь мало кто знает, например, что Х. Такташ на полгода раньше опубликовал по-эму «Деревня Сыркыды» о Владимире Ильиче Ленине, чем В. Маяковский. Многие считают, что первым создателем поэмы о В.И. Ленине является Вла-димир Маяковский. Это уже сидит в подсознании людей!
Перестройка (при всех её недостатках) высветила многие проблемы и началось пере осмысливание того, что когда-то считалось незыблемым. Пере-смотрены, например, тезис о слиянии наций и народностей нашей страны в однородную массу. Позитивные сдвиги наметились и моём родном в городе Анжеро-Судженске. . В частности, в городском краеведческом музее собраны предметы и утварь старинного татарского быта. С согласия родителей я пере-дал, например, медный кумган, полотенца и салфетки, вытканные искусными руками мамы-иней и бабушкой-картиней, первые радиоприёмники, станки, детали, сделанные руками отца, листовки на татарском языке, напечатанные арабским шрифтом с обращением поднять восстание против Колчака, ста-ринные рукописи и книги. Всё это демонстрировалось на специальной вы-ставке.
В средней общеобразовательной школе №22, где я учился в своё время по инициативе директора школы А.Сивакова - историка по образованию и выпускника данной школы – были созданы русский, немецкий и татарский клубы.Татарский клуб поручили организовать учительнице Е.Н.Юнусовой, у которой я в своё время учился. Но у Екатерины Назаровны(так её все зовут) были большие затруднения из-за отсутствия материалов по истории культуры булгаро-татарского народа, поэтому она обратилась за помощью ко мне. Я передал для татарского клуба те материалы, которые привёз из Казани; моно-графии Казанских учёных, буклеты, путеводители, журналы и газеты со сво-ими публикациями, рассказы о торжествах, связанных с 1100-летием Ислама на территории Поволжья и 200-летия ДУМЕСА, о культуре и просвещении булгаро-татар в стране и за рубежом. Екатерина Назаровна выразила глубо-кую признательность за оказанную помощь и посетовала на то, что местные татары ничего не знали об истории и культуре родного народа, а молодёжь не в ладах с татарским языком. Я поспешил её успокоить, что это характерно и для казанских татар, в чём имел несчастье убедиться неоднократно во время чтения лекций и бесед среди учителей, врачей, студентов, рабочих, инжене-ров, школьников….
В 1973 году я переезжаю в город Уфу, где работал научным сотрудни-ком на кафедре общественных наук в Уфимском Авиационном институ-те.Одновременно с этим начал готовиться к сдаче вступительных экзаменов в целевую аспирантуру Института Этнографии имени Миклухо-Маклая Акаде-мии Наук СССР. Написал реферат «Проблема исследования культурных и эт-нических связей народов Башкирии». К великому сожалению, Учёный Совет Башкирского Филиала АН СССР не утвердил мою кандидатуру для поступ-ления в целевую аспирантуру из-за того, что рецензент Н.В.Шитова написала отрицательный отзыв о реферате, где раскрывалась важная роль булгаро-татар в культурном становлении Башкортостана, начиная со времён Волжско-камской Болгарии и Болгаро-Казанского ханства.
По совету друзей в 1975 году я переезжаю в город Казань, которая по-добно магниту притягивала к себе. Вначале работал на Казанском моторо-строительном (16ом) заводе на должностях инженера-социолога и инженера отдела внешней кооперации, где был удостоен звания Ударника Коммуни-стического труда. Но не это было моей главной целью. Высшей целью для меня являлось служение родному народу и Республике Татарстан! И в 1977 году я перехожу работать методистом в кабинете истории и обществоведения Татарского Института Усовершенствования учителей. И с первых дней начал претворять свои идеи, но было сложно: именно в 1977-1978 г.г. Москва нало-жила «вето» на празднование 800-летия Казани. Но в результате археологиче-ских раскопок, под руководством выдающегося учёного, профессора А.Х.Халикова была выявлена белокаменная стена ХII века в центре Кремля, которая служила важным доказательством того, что Казани не менее 800 лет! Каждое утро я приходил на раскопки и беседовал с археологами, Выяснилось, что Московские академики демонстративно игнорировали те доказательства, которые предъявляли Казанские историки; профессора А.Х.Халиков, В.В.Иванов,… Ионенко. Более того, Московский историк Егоров утверждал, что Казани, подумать, только, всего лишь на всего 600 лет, то есть она воз-никла в ХIV веке! Но если взглянуть на школьный исторический атлас по Ис-тории средних веков для VI класса, то там Казань и Болгар обозначены среди крупнейших городов ХIV века наряду с Парижем, Лондоном, Римом, Моск-вой, Берлином, Веной… Получается, что Казань, как сказочная птица Феникс возникла в ХIV веке и сразу же стала крупнейшим центром ремесла и торгов-ли! Здесь Московские учёные действовали вопреки здравому смыслу. Это было чисто коньюктурное соображение.
Комиссия, которая прибыла из Москвы, велела эти стены засыпать, за-садить сверху берёзами и никому не показывать н не рассказывать об этом важном открытии! Так живьём была закопана подлинная история Казанского Кремля! А Первый Секретарь Ф.А.Табеев за поддержку 800- летия Казани был снят со своей должности решением ЦК партии и отправлен почётную ссылку в Афганистан в качестве Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР.
На грани запрета я выступал с публичными лекциями по актуальным проблемам истории культуры булгаро-татарского народа перед школьниками, завучами, директорами, инспекторами, методистами, студентами, инженера-ми, врачами, служащими в городе Казани во время командировок по Татар-стану. Были высокие отзывы от благодарных слушателей . Были и докладные, где меня обвиняли в национализме и что эта деятельность идёт в разрез с ли-нией КПСС, будоражит Татарстан и представляет опасность для системы об-разования нашей Республики.Это была борьба!
Одновременно я продолжаю публикации в Республиканской и Цен-тральной печати. Две мои статьи, опубликованные в журнале «Совет мектебе» (1985г.№4) - «Гасырлар аша килгән мәгърифәт нуры»(«Сквозь века к светочу знаний») и в журнале «Азат хатын» (1985 г. №9 )- «Мәдәниятыбыз чишмәсе»(«Родник культуры») в мае и октябре 1985 г. передавались с ком-ментариями Татаро-Башкирской редакцией радиостанции «Свобода»-«Азатлык» (город Мюнхен, Германия), которые вызвали широкий резонанс среди писателей, поэтов, учёных, журналистов, творческой интеллигенции Татарстана и далеко за его пределами.
Но в те годы вся эта деятельность рассматривалась под иным углом, нежели сейчас. И в 1985 году мне пришлось покинуть город Казань и пере-ехать в город Нижнекамск, где я работал методистом по краеведению и му-зейной работе в городском Доме пионеров и школьников и продолжал зани-маться пропагандой истории культуры булгаро-татарского народа во время публичных лекций и в Нижнекамской газете «Ленинская правда», а также на страницах журналов и газет Республики Татарстан, Литвы, Латвии, Украины, Туркменистана, Башкортостана, Москвы.
Но Казань как магнит по-прежнему притягивала к себе. И чтобы быть ближе к Казани, я переезжаю в Зеленодольский район, где меня приняли тепло и с пониманием. В Русско-Азелеевской средней общеобразовательной школе я преподаю историю, обществоведение, географию, право, Мировую Ху-дожественную культуру. Одновременно с 1987 года начал вести с вводом в расписание Историю Татарстана и булгаро-татарского народа в целом, когда в Казани в Татарстане об этом ещё и не помышляли. В этом меня поддержали Заведующий Зеленодольским РОНО Хасанов У.Ф. и директор Русско-Азелеевской средней школы Алиев С.И.(сейчас они оба на заслуженном от-дыхе). Итак, Русско-Азелеевская средняя школа Зеленодольского района РТ
явилась первой в Татарстане, где изучалась История Татарстана и булгаро-татарского народа в целом. Опыт моей работы в этом направлении нашёл своё отражение на страницах журнала «Мәгариф» в статье «Тайны древнего Булгара» (1990, №12), журнала «Ялкын» (1988, №11) и газет «Вечерняя Ка-зань» (1988 год), «Молодёжь Татарстана» (1988 год).
По моей инициативе были организованы конкурсы знатоков истории культуры булгаро-татарского народа, начиная с периода Волжско-Камской Болгарии и по современный период включительно. Этот конкурс вызвал большой интерес среди учителей, школьников, инженеров, студентов, врачей не только Татарстана, но и Башкортостана, Тюменской области и других ре-гионов Урала и Сибири.
Об этом имеются публикации в журналах «Слово агитатора» (1988, 1989 годы) и газете «Татарстан яшьләре» (1990 год). Ю. Балашов («Слово агитатора») и М. Сафаров («Татарстан яшьләре») от имени редакций выразили глубокую признательность за организацию и проведение этого конкурса-викторины, которая буквально всколыхнула общественность не только Та-тарстана, но и многих регионов России. Заместитель главного редактора мо-лодёжной газеты «Татарстан яшьләре» Минназыйм Сафаров сказал: «Если бы не Вы, то конкурс знатоков истории культуры булгаро-татарского народа не состоялся бы». Меня поразил тот факт, что он до сих пор помнит статью «Ты совершай добро, в нём польза есть», опубликованную в газете «Вечерняя Ка-зань» 30 июня 1982 года, где я выявляю параллели и созвучия в творчестве казанского поэта-гуманиста Мухаммедъяра (первая половина XVI века), ан-глийского утописта Томаса Мора (XVI век), итальянских гуманистов Салю-тати и Петрарки (XIV век), русского еретика Феодосия Косого (XVI век). На вопрос: «Ведь прошло уже около 20 лет с выхода этой статьи, а Вы всё ещё помните об этом?» На это М. Сафаров резанно заметил: «Это было Со-бытие для нашей Республики».
В 1990 году с докладом на эту тему я выступал на конференции моло-дых учёных в Институте языка, литературы и истории имени Галимзяна Иб-рагимова Казанского Филиала АН СССР. Были высокие отзывы маститых учёных, в том числе и профессора Нила Юзиева. У меня возникло намерение отправить статью о Мухаммедъяре в журнал «Советская тюркология», кото-рый издавался в городе Баку (Азербайджан). По этому вопросу мне посовето-вали обратиться к ректору Казанского Государственного пединститута, про-фессору М. З. Закиеву. В мае 1980 года состоялась встреча с М.З.Закиевым. Беседовали в течение одного часа. Его очень заинтересовали вопросы и отве-ты, связанные с историей культуры булгаро-татарского народа, особенно в плане выявления параллелей и созвучий в творчестве поэта Мухаммедъяра, европейских и восточных гуманистов Средневековья. В связи с этим он сказал следующее: «Вы первый исследователь, который ставит подобную проблему, не только в масштабе Татарстана, но и в масштабе СССР». Это окрылило меня.
Мирфатых Закиевич согласился отправить мою статью «Проблемы че-ловека в творчестве поэта Мухаммедъяра, европейских и восточных гумани-стов Средневековья». Но для этого нужна была рецензия казанского учёного. Но ни один казанский учёный, хотя и выражал устно своё одобрение, не ре-шился дать письменную рецензию. Мирфатых Закиевич решил направить статью в журнал «Советская тюркология» (город Баку) без рецензии. Вскоре из Баку пришёл ответ с отказом с глубокими извинениями. Это, несмотря на то, что статью о Мухаммедъяре рекомендовал ректор КГПИ, который являлся одновременно Председателем Президиума Верховного Совета Татарской АССР и членом редколлегии журнала «Советская тюркология».
Но я не отчаивался и продолжал заниматься научно-исследовательской деятельностью. В журналах «Преподавание истории в школе» (1983г.№2), «Мәгариф» (1997г.№1) и газете «Татарские края» (2001г. №4, январь) вышли мои статьи об участии булгаро-татар в декабристком движении, в которых стремился показать, что наш народ активно участвовал во всех исторических процессах и играл при этом важную роль. В Московским журнале «Век ХХ и Мир» (1991г. №12), который издаётся на русском и английском языках, вы-шла моя статья «Восстановление Булгарии», где речь идёт о создании конфе-дерации семи республик Поволжья и Урала с двухпалатным парламентом, где были бы представлены Совет Конфедерации и Совет Национальностей. Эта идея на сегодняшний день представляет исключительную актуальность и за-служивает глубокого внимания и осмысления. Как представляется, это один из путей выхода из сложившегося кризиса, Как мне передавали знакомые из городов Уфы и Ижевска, во время трансляции заседаний парламентов Баш-кортостана и Удмуртии в девяностые годы, ряд депутатов подвергли резкой критике идею создания конфедерации семи республик Поволжья и Урала, чем привлекли внимание общественности к данной проблеме. А это уже немало! Как говорится: « В спорах рождается истина!»
В 1990 году в Таткнигоиздате вышла книга «Жиде юл чатында» («На перекрёстке семи путей», где раскрывается подвижническая деятельность 39 личностей булгаро-татарского народа, внёсших выдающийся вклад в историю культуры Татарстана и булгаро-татарского народа в целом. Среди них рас-крывается моя научно-исследовательская, педагогическая, общественная, журналистская деятельность. Это является фактом признания заслуг перед Татарстаном и булгаро-татарского народа в целом. Сборник «Жиде юл ча-тында» предназначен для подрастающего поколения.
Большой общественный резонанс вызвал выход статьи «Только по справедливости» в защиту прав крымских татар, опубликованный в газете «Советская Татария» 2 сентября 1987 года. Как выяснилось позднее, это была первая статья в СССР в защиту прав крымских татар.» Десятки экземпляров данного номера газеты скупались в киосках городов Татарстана с целью их распространения на митингах крымских татар в Средней Азии. По их мнению это была первая ласточка, которая прорвала плотину и принесла пользу дви-жению крымских татар. Профессор Ногаев на заседании идеологов Татарстана говорил об этом публично и выразил упрёк своим коллегам в том, что они остались в стороне от столь важной и актуальной проблемы. Заведующая от-делом пропаганды и агитации газеты «Советская Татария» Татьяна Сидорова сказала мне о том, что со мной хочет встретиться Секретарь по идеологиче-ской работе Татарского Обкома КПСС Кадырметов по вопросу крымских та-тар. По ряду причин эта встреча не состоялась.
Но в селькой малокомплектной школе, где я работал в течении девяти лет, не мог реализовать себя в полной мере. И в 1996 году я возвращаюсь в Казань в качестве преподавателя истории, права и географии в Международ-ном Татарско-Турецком лицее. Хотя в лицее я работал всего год, сумел опуб-ликовать несколько статей и интервью. В статье «Города наших предков от Киева до Булгара», опубликованной в журнале «Магариф» (1995г.№7) и в га-зете «Татарские края» (1996г. №44) и заложенной в ИНТЕРНЕТ, речь идёт о том, что между Волжско-Камской Болгарией и Древней Русью существовали тесные торговые и культурные связи. Яркие примеры, в частности, в области градостроительства.
Как свидетельствуют древнерусские летописи, выдающийся историк ХVIII века В. Татищев, историк архитектуры и искусства В.Черняк булгарские зод-чие возводили такие замечательные памятники архитектуры ХII-ХIII в.в. как храм Бориса и Глеба, церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, княжеский дворец в Боголюбово, уникальные здания в Суздале и Юрьеве-Польском. Булгарские мастера познакомили своих колллег с новыми строительными материалами привезёнными ими с берегов Ити-ля(Волги) и Чулмана(Камы).
Среди новых данных историков, по приказу Кубрат хана город Шамба-тос (Киев) был основан его младшим братом Шамбат ханом, высказывани-явизантийского императора и историка Х века Константина Багрянородного и принцессы Анны Комнен (ХI век), которые также указывают на то, что Киев в древности назывался тюркоязычным словом «Шамбатос». Имеются данные, подтверждающие, что излюбленной ставкой Кубрат хана было поселение Балтавар, где ныне расположен город Полтава. Кстати, его прах, в соответ-ствии с тогдашними законами предан, на принадлежащей ему территории – недалеко от этого города.
Все эти и многие другие факты подтверждают, что территория совре-менной Украины входила в состав Великой Болгарии. Украинский археолог и писатель Юрий Олейник, на основе тщательного исследования источников о правлении Кубрат хана, пришёл к выводу о том, что Киев (Шамбатос-Башту) был основан в 630-631 г.г. (Подробнее об этом смотрите Мидхат Ижбулатов «Города наших предков: от Киева до Булгара» в журнале «Мәгариф» (1995 г. №7), и в газете «Татарские края» (1996 г.№44).
Но в ходе дальнейших исследований, я пришёл к выводу, что Киев был не просто основан булгарами по приказу Кубрат хана, а являлся столицей Ве-ликой Булгарии. Идея родилась у меня в то время, когда я начал посещать ис-торико-просветительский клуб «Булгар аль Джадид» («Новый Булгар») в Ка-зани, где сейчас являюсь председателем.
«Монументальные утверждения» о якобы славянском происхождении Киева, о том, что он основан одним из братьев Кием, подкрепляется, как ока-залось лишь легендой! В то же время, можно привести данные о том. Что Ки-ев был основан в 630-е годы Шамбат ханом по приказу его старшего брата Кубрат хана.
Что же касается непосредственно названия «Киев», то в 1991 году в Анкаре министерством культуры Турецкой Республики была издана книга «Шан кызы дастаны» («Дастан о дочери Шана» - 865-882 г.г.), где содержатся сведения о городе Шамбатос-Башту (Киеве). Автором шедевра древнебулгар-ской поэзии является Микаиль Башту (Киевлянин), который родился и жил в Киеве в 600-е годы. Микаиль ибн Шамс Габделлах Башту начал создавать да-стан «Шан кызы» в 865 году в городе Башту (Киеве), а закончил в 882 году в городе Баляр-Булгар, куда он переезжает с целью распространения Ислама среди волжских болгар (Подробнее об этом смотрите Мидхат Ижбулатов «Возвращение дастана «Шан кызы» народу из небытия» в газете «Татарские края», (2001г. №28, июль). Микаиль Башту утверждает, что в древности Киев назывался Шамбатос. Сам город возник в 630-631 г.г. как крепость. После ссоры братьев Кубрата и Шамбата, старший прозвал младшего «Кыем», что в переводе с булгарского означает «отрезанный, отделённый», и постепенно город Шамбатос-Башту стал называться Киевом.
Есть ещё одно подтверждение того, что Киев был столицей Великой Болгарии. Недалеко от Киева, возле Полтавы, которая раньше называлась булгарским словом «Балтавар», находится курган с захоронением Кубрат хана и его двоюродного дяди хана Органа. А ведь правителей, как известно, хо-ронили только на их родной земле рядом со столицей или в самой столице. Это ещё раз доказывает, что Киев и его окрестности входили в состав Великой Болгарии и являлись центром Булгарского каганата. Археологи, которые производили раскопки в 1912 году, обнаружили 75 килограммов золотых и серебряных изделий – оружие, украшения, сосуды, монеты. Эти сокровища названы Перещепинским кладом, и в Энциклопедии, конечно, нет никакого упоминания, что это захоронение Кубрат хана. Обозначено просто «остатки богатого погребения». В застойные годы о сокровищах Кубрат хана запреща-лось говорить, и лишь в последние годы булгаро-татарский народ начинает узнавать свою подлинную историю.
Важный вклад в разработку теории булгарского происхождения Пере-щепинского клада внёс академик Иоахим Вернер, вице-президент Баварской Академии Наук (Германия). В своей монографии «Погребальная находка в Малой Перещепине и Кубрат хан болгар», сочетая чисто археологические ме-тоды со сравнительным историческим анализом, немецкий учёный доказал, что речь идёт о захоронении Кубрат хана.
Мне уже приходилось выступать на страницах журнала «Киев – столица Древней Булгарии?», которое буквально всколыхнуло нашу общественность (Смотрите «Аргументы и факты в Татарстане» 1997, № 5; «Экономическая газета» (Москва) 1997, №14, Сборник статей журналистов Татарстана на злобу дня «Актуальный репортаж», составитель Ш.Ш.Хамматов (Казань) 1998, страницы 133-134, журнал «Идель», 2000, №1).
На вопрос главного редактора Межрегионального агентства «Татар-информ» Фариды Абитовой: «Интересно, как сами украинцы относились бы к Вашей теории?», я отвечаю, что украинские учёные, в частности, археолог и писатель Юрий Олейник, указывает на то, что поэма древнеболгарского поэта IX века Микаиля Башту «Шан кызы дастаны» позволяет восполнить недо-стающие страницы истории Украины. Украинские учёные признают также, что булгарское слово «Башту» означает «Киевлянин». Признают своим земляком и автора книги Микаиля Башту, поэму которого «Шан кызы дастаны» (865-882 годы) издали в Киеве на украинском языке.
В своём интервью я указываю на то, что население Киева раньше, в ос-новном, было тюрко-язычным, то есть булгарским. Но потом Кубрат хан раз-решил славянам поселиться на булгарских землях. И, на мой взгляд, от сме-шения тюрко-язычных булгар со славянами (венедами) и произошли совре-менные украинцы.
Оказывается, моя точка зрения совпадает с мнением украинских учёных. Об этом узнал, когда прочитал интервью известного казанского писателя Мусагита Хабибуллина «Беседы о национальной литературе»(смотри газету «Крис» №165, 26 марта 1997 года). Археолог и писатель Юрий Олейник при-слал ему книгу, где пишет, что украинцы и булгаро-татары – родственные народы. Юрий Олейник пишет также о том, что украинцы произошли от смешения тюрков и венедов (славян). Так считают сами украинцы, и это мне-ние надо брать за основу! Моё интервью «Киев – столица древней Булгарии?» опубликовано также в газете «Аль-Баян»(«Разъяснение»), 1997, №2, которая издаётся в городе Киеве, газете «Обновление»; в Тюмене , 1997, 18 марта, га-зете «Туган як» («Родной край»); в городе Сергач Нижегородской области, 1997год.
В полной мере свои творческие планы я начал реализовывать в инте-грированной школе «Озарение» Московского района города Казани, автором и директором которой является Тамара Васильевна Ткачёва. Одновременно я продолжаю реализовывать результаты научно-исследовательской работы 1970-1995 годы. Учёные говорят мне: «Вы всегда шли впереди своего време-ни. Теперь пришло Ваше время!»
Поиск Истины был главным принципом, главной целью и моим жиз-ненным кредо. Никогда не позволял себе подчиниться конъюнктуре. Из-за этого часто возникали трения и дискуссии. Ещё в городе Уфе в 1973-1974 го-ды профессор Р. Р. Кузеев говорил мне: «Если Выхотите чего-то достигнуть в жизни, Вам придётся и поступиться своими принципами». С этим я не мог со-гласиться и продолжал идти по избранному пути. Карьера была мне чужда. Нравственность и духовность были превыше всего. А это передалось от роди-телей.
Ещё в годы учёбы в средней общеобразовательной школе № 22 города Анжеро-Судженска Кемеровской области и Томском Государственном Уни-верситете много читал книг по истории, философии, литературе, культуре и искусству Запада и Востока, осмысливал пути развития восточной и западной цивилизаций. Особенно притягательными были для меня загадочные цивили-зации Индии, Китая, Японии, Шумера, Вавилона, индейцев инков, ацтеков и майя. И я размышлял о том, какое место занимает булгаро-татарский народ в истории мировой цивилизации и как донести надежды и чаяния двадцати-миллионного народа до Мирового Сообщества.
Долгий и тернистый путь пришлось пройти мне, прежде чем я оказался в интегрированной школе «Озарение» Московского района города Казани.
По совету директора школы «Озарение» Тамары Васильевны Ткачёвой соста-вил программу спецкурса «Мирас» («Наследие»), которая включает в себя историю, философию, литературу, культуру и искусство булгаро-татар в си-стеме мировых ценностей, начиная с древнейших времён и по ХХ век вклю-чительно. В эту программу заложены такие важнейшие вопросы истории и культуры, как:
– художественная культура булгаро-татар в фокусе мировых цивилиза-ций;
– Восток и Запад в условиях Российской государственности;
– новые исторические концепции, связанные с булгаро-татарами;
– Проблемы Человека в творчестве выдающихся булгаро-татарских, во-сточных и европейских мыслителей, гуманистов и поэтов IX-Х в.в.;
– булгаро-татары на стыке континентов и цивилизаций.
В отзывах учёных отмечается, что авторская программа «Мирас» («Насле-дие») помогает снизить напряжённость между тюркскими и славянскими народами и способствует их сближению. А это уже немало! В других от-зывах рекомендуется использовать программу спецкурса «Мирас» в лице-ях, колледжах, гимназиях и даже гуманитарных факультетах высших учебных заведений. По итогам II Республиканского конкурса авторских разработок по дополнительному образованию учащихся в 1996 году отме-чена значимость программы спецкурса «Мирас» по номинации «За воз-рождение и пропаганду культурных национальных традиций, воспитание интереса и любви к родному краю, родному языку» (Приказ Министерства Образования РТ № 177 от 14.04.1998 г.). А по итогам I этапа Республикан-ского конкурса на лучший поисково-исследовательский материал, по культурному наследию края, три моих ученика: Минвалиев Руслан, Алек-сеева Мария, Пустильник Дарья стали Лауреатами данного конкурса (Приказ Министерства Образования РТ №352 от 01.06.1998 г).
Мне часто приходят на ум слова известного писателя-критика Рафаэля Мустафина: «Только тот человек достоин высокого звания Человека Земли, кто служит на благо своего народа».
За последние годы в республиканской печати опубликованы мои статьи, посвящённые 500-летию выдающегося Казанского поэта – гуманиста, философа Мухаммедъяра. Здесь выявляются параллели и созвучия в твор-честве Мухаммедъяра, европейских и восточных Гуманистов Средневеко-вья (см. журналы «Мирас», 1996г.№9), «Магариф» (1993г.№3, 1997 г.№8), «Идель» (1997 г.№8, №12) на татарском и русском языках, сборников те-зисов, докладов Третьего Международного Симпозиума «Феномены при-роды и экология человека» (город Казань. 1997 г). Эти статьи переведены на английский и турецкий языки и направлены в США, Великобританию, Германию, Австралию и Турцию! Из десяти стержневых статей составлен дайджест на английском языке, который направлен в Бирмингемский Уни-верситет Великобритании по их просьбе.
Весьма плодотворными в творческом плане оказались 2000-2001 годы, которые ознаменовались рядом значительных публикаций. Среди них можно выделить следующие статьи; «Генерал Ижбулатов населе» («Род генерала Ижбулатова») в журнале «Мирас», 2000г. №4, «Булгария-Царство Разума» в журнале «Идель, 2000 г.№11, «Мирас-это наследие наших пред-ков» в журнале «Магариф», 2000г.№4, «Шахри Болгарда хям Казанда дин Ислам хям фян» («Религия Ислам, образование и наука в городах Болгар и Казани») в журнале «Фян хям тел» («Наука и язык», 2001г.№1 и в газете «Татарские края», 2000 г.№46,47, ноябрь; «Булгаро-татары в декабрист-ском движении», 2001г.№4,январь; «В каждом ребёнке сияет луч боже-ственного» - Школе «Озарение» - 5 лет - в газете «Татарские края» 2000г.№46, «Мирас – это наследие наших предков»- в газете «Татарские края», 2001г.№19, май; «Генерал Ижбулатов населе» (Род генерала Ижбу-латова» - в журнале «Тулпар» (г.Уфа), 2001г.№3.
В статье «Булгария – Царство разума» (ж. «Идель», 2000г.№11) речь идёт о развитии письменности, образования и науки в Волжской Болгарии. Оказывается история возникновения письменности у булгар гораздо древ-нее и имеет более глубокие корни, чем мы привыкли думать.
Есть свидетельства турецких учёных Халука Тарджана и Казыма Мир-шана о том, что на территории Франции сохранились каменные стеллы и другие твёрдые предметы с древнетюркскими письменами, возраст, кото-рых насчитывает 4500 лет! Более того, они определили, что латинские буквы идентифицируются с этими древнетюркскими письменами.
Данные находки, состоящие из трёх тысяч фрагментов, были обнару-жены в 1924 году французским крестьянином на своём земельном участке в провинции Виши. Сейчас они находятся в Глозельском музее. Казым Миршан нашёл ключ разгадке этих надписей, убедительно доказал при-надлежность этих текстов к древнетюркскому языку. По его мнению, бук-вы Глозельских надписей очень близки к буквам этрусского письма, а ла-тинский алфавит возник на базе этрусского алфавита. Этрусский же язык, как известно, носит пратюркский характер.
Казым Миршан считает, что древнегреческий алфавит также был создан на базе древнетюркского рунического письма на базе, которого, по мнению учёного, без сомнения, появились также финикийское письмо и кириллица, ибо найдено очень много древних надписей, расшифровка которых на-дёжно подтверждает эту теорию.
Для интереса можно привести две фразы из Глозельских надписей. Одна гласит: «Когда они поклонялись Огню, они нашли своего единого Бога», - другая – «Есть повелевающая Власть, и она осуществляет прикосновения Смерти, связанные с миром Космоса». А для того, чтобы подойти к идее Космоса, древнетюркская цивилизация должна была пройти несколько тысяч лет своего развития. Отсюда, можно сделать вывод о том, что письменная цивилизация древних тюрков насчитывает не менее десяти тысяч лет, а здание европейской цивилизации зиждется на тюркском фун-даменте!
В статье «Мирас – это наследие наших предков» раскрывается опыт мо-ей работы по авторской программе спецкурса «Мирас» («Наследие»). С докладом на эту тему я выступал на Международной научной конферен-ции». Интеллектуальный потенциал общества и развитие мышления уча-щихся и студентов, которая проходила в городе Казани 15-18 мая 2001 го-да и была посвящена 75-летию действительного члена РАО и АН РТ, про-фессора, доктора педагогических наук Махмутова Мирзы Исмагиловича.
Доклад вызвал большой интерес среди слушателей. Вместе с другими докла-дами он включён в международный Сборник на русском и английском языках и будет введён в сеть ИНТЕРНЕТ.
В статье «Религия ислам и наука в городах Шахри Булгаре и Казани» рассматриваются этапы распространения Ислама в Волжской Болгарии, его влияние на развитие мировоззрения, художественного творчества, науки. В городе Биляре (Буляре) было крупное высшее учебное заведение – универси-тет (дар аль-улюм) «Мухаммед-Бакирия», основанный около 1080 года, Яку-бом ибн Нугманом – потомком Ибн Фадлана. «Мухаммед-Бакирия» был пер-вым университетом в Европе, где такого рода учебные заведения начали по-являться только в XII – XV века. Университет пользовался признанием не только в Волжской Булгарии, но и далеко за её пределами. Здесь, наряду с булгарами, учились и шакирды (студенты) из стран Арабского Востока, Хо-резма, Ирана и даже далёкой Испании.
В «Мухаммед-Бакирия» изучали историю, философию, поэзию, мате-матику, астрономию, медицину и другие науки. О развитии астрономии име-ются сведения у турецкого библиографа XVII века Хаджи Халифа. Он сооб-щает об одном булгарском учёном, который произвёл астрономические наблюдения: на севере в 700 версток от города Булгара. Это была специаль-ная поездка, где предполагалось наблюдение необычного астрономического явления. Возможно, на берег Карского моря (Кар дингезе, то есть Снежного моря в переводе с тюрки).
В книге казанского учёного Гамира Давлетшина «Волжская Булгария: духовная культура» приводятся интересные сведения о развитии науки и культуры у булгар домонгольского периода. Среди них можно выделить фак-ты о том, что в 1342 году булгарский поэт Кутб в своём произведении «Хо-сров и Ширин» пишет о далёких мирах, о том, что каждая звезда – это особый мир, между ними большое расстояние и во Вселенной существует вечное движение.
В 1394 году другой булгарский поэт Сейф Сараи, под влиянием булгар-ского астронома Масуда в своём произведении «Сухайль и Гульдерсен» вы-сказывает смелую мысль о том, что земля вращается вокруг Солнца – за 150 лет до Коперника и за 200 лет до Джордано Бруно.
О развитии медицинской науки свидетельствуют дошедшие до нас со-общения о булгарских учёных, труды которых были популярны на Востоке, это – братья Тайдж-ад-динал-Булгари и Хасан ибн-Йунус-ал-Булгари написал медицинский трактат «Ат-Тирьяк Ал-Кабир» («Лучшие лекарства против отравления»), а Хасан ибн-Йунус-ал-Булгари переписал его в 1220-1221 годы по прсьбе знаменитого врача из Ирана Бадр-ад-дина Махмуда ибн Усмана. Это сочинение дошло до наших дней и хранится в Научной Библиотеке Меджлиса Сина в Тегеране.
Ксерокопии этого сочинения и других булгарских рукописей в 1996 го-ду были переданы Президенту Татарстана М. Ш. Шаймиеву, который подарил их Отделу рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Лобачевского Казанского государственного университета.
На весь исламский мир славился булгарский табиб (врач) Ахмед Бул-гари. Переехав из Булгарии в Афганистан, он врачует в городе Газни. После его чудодейственного лечения многие вставали на ноги. Поэты восхваляют его в своих стихах, имя его становится легендарным. Даже в наши дни му-сульмане из многих стран мира приезжают к могиле булгарского врача и к роднику около его могилы с надеждой на исцеление. В 1971 году над его мо-гилой был построен мавзолей (дюрбе) из белого мрамора.
Но Ходжа Ахмед Булгари был не только знаменитым медиком. Не в меньшей степени он прославился своими философскими и историческими трактатами. Среди них наибольшей известностью пользовались «Тарихател Болгария» (История Болгарии), «Фенандел Болгария» (Наука Болгарии), «Жамигиль Болгария» (Философия Болгарии). Многие современные мусуль-манские учёные обращаются к его трудам, написанным в XI веке.
Булгарская просвещенность пользовалось настолько высоким авторите-том и признанием, что Ходжи Ахмед Булгари назначается на пост учителя и наставника самого могущественного монарха мира – султана Махмуда Газне-ви, как в своё время знаменитый древнегреческий философ Аристотель был учителем и наставником Александра Македонского. Недаром же Булгарию называли «Царством Разума» и «Золотым Троном Востока».
13 ноября 1982 года в «Учительской газете» была опубликована моя статья «Связь поколений» о работе уникального музея декабристов в средней общеобразовательной школе № 6 города Казани, возглавляемого в то время учителем математики Файзуллиной Р.Ф. В этой статье речь идёт об участии наших земляков и представителей булгаро-татарского народа в декабристском движении. Но чувство радости померкло после того, как увидел, что в статье остались фамилии только русских и польских декабристов, а фамилии булгаро-татарских декабристов все до одного аккуратно изъяты из данной статьи «Связь поколений», хотя я указал источники.
Выход статьи «Булгаро-татары в декабристском движении» на страни-цах газеты «Татарские края» 2001 год, № 4, январь и журнала «Магариф», 1997, № 1, январь является восстановлением исторической справедливости.
В статье «Мирас – это наследие наших предков», опубликованной в журнале «Магариф», 2000 год, № 4, апрель и в газете «Татарские края», 2001 год, № 19, май я раскрываю опыт своей работы по авторской программе спецкурса «Мирас» («Наследие») в интегрированной школе «Озарение» Мос-ковского района города Казани.
Лейтмотивом статьи «Род генерала Ижбулатова» (смотри журнал «Ми-рас», 200 год, № 4, апрель) являются слова писателя Василия Белова: «Пи-шем: никто не забыт, ничто не забыто. А людей, которым рождением обяза-ны,– предков своих – помним ли? Да какого колена? С них память-то начи-нается».
Своей родословной я интересовался ещё в школьные годы. В результате многолетних исследований я установил, что корни нашего рода по отцовской линии уходят в IX век Дунайской Болгарии. Древнейший его представитель Ижбул (в переводе «Будь царём») занимал выдающееся место в аристократи-ческой иерархии Дунайской Болгарии и возглавлял царские войска.
Представителем этого аристократического рода переселились в Волж-скую Болгарию в начале XI века после завоевания Византией Дунайской Бол-гарии в 1018 году. За стойкость и героизм, проявленные в битвах с противни-ком, представители этого рода получают новую почётную фамилию, созвуч-ную старой – Ижбулат (в переводе «Подобен стали» или «Особо прочная сталь»).
По материнской линии – я потомок древнего княжеского рода Абсаля-мовых-Карачуриных, основателем которого является сын Истеми кагана Ка-рачурин Тюрк Тардуш-хан. Истеми каган вместе со своим сыном Карадов на эфталитов и согдийцев в Средней Азии, побеждает в военных схватках Иран и Византию, вскоре они достигают берегов Аральского и Каспийского морей, захватывают всю территорию до Итили (Волги).
В 576 году после смерти Истеми кагана его сын Кара-Чурин унасле-довал верховную власть на Западе и титул Тардуш-хана. В 601 году он вторгся в Китай и разбил армию Хань Хуня. В 604 году Кара-Чурин погибает в боях с тибетцами.
Исторические источники указывают на то, что в районе Караваево го-рода Казани и древнего булгарского села «Карагужа» (современное название «Караужа») в эпоху Булгаро-Казанского царства жили предки Чуры Нарыковича из рода Аргын, имевшего большое влияние на политику казан-ских ханов.
Карачурины являются потомками казанского князя Чуры Нарыкова. В 1540 году этот князь возглавлял оппозицию против Казанского хана Сафа –Гирея – мужа легендарной царицы Сююмбике. Чура Нарыков является главным героем булгаро-татарского эпоса «Чура – Батыр». Потомок Чуры нарыкова мурза (князь) Асан Айбулат углы Карачурин из рода биев (прави-телей) возглавлял национально-освободительную борьбу, составлял «пре-лестные грамоты» на булгаро-татарском языке.
Мурза Асан Карачурин боролся за восстановление независимости прежней Булгаро – Казанской державы. Эта попытка, к величайшему сожалению, не увенчалась успехом, а род князей Карачуриных подвергся репрессиям после Крестьянской войны Степана Разина в 1670 – 1671 годах.
Политика репрессий продолжалась и в годы культа личности И. В.Сталина. В тридцатые годы мои родители – отец Резван Ахунзянович Иж-булатов (1893 – 1992) – племянник генерала Хаджи –Ахмета Ижбулатова и мать – иней Мастура Динмухаметовна Абсалямовна – Карачурина (1900 – 1989) – потомок древнего княжеского рода Карача – биев, были сосланы в Сибирь, в город Анжеро-Судженск Кемеровской области, где я родился 28 августа 1946 года. Как продолжатель благородных традиций и высокой ду-ховности двух древнейших и выдающихся родов булгаро-татарского народа.
В 1969 году я оканчиваю историческое отделение Томского государ-ственного университета и решаю посвятить свою жизнь народу. Моё жизнен-ное кредо: донести Правду о булгаро-татарском народе до всего человечества. Можно в связи с этим привести слова известного казанского писателя-критика Рафаэля Мустафина: «Только тот Человек достоин высокого звания Человека Земли, кто служит на благо своего народа».
Список моих публикаций об истории и культуре, философии, литерату-ре и искусстве булгаро-татарского народа и его места в мировой цивилизации и культуре составляет не менее пятнадцати страниц машинописи, часть из них опубликована на восьми языках народов СНГ и Балтии. Из десяти стержневых статей составлен дайджест на английском языке, который направлен в Бирмингемский Университет Великобритании по их просьбе.
Составлена авторская программа «Мирас»(«Наследие»), где раскрыва-ются история, философия, литература, искусство и культура булгаро-татарского народа, начиная с древнейших времён и по ХХ век включительно с показом её места в системе мировых ценностей. В эту программу заложены такие важнейшие вопросы истории и культуры, как:
- Художественная культура булгаро-татар в фокусе мировых цивилиза-ций;
- Восток и Запад в условиях Российской государственности;
- Новые исторические концепции, связанные с булгаро-татарами;
- Проблемы Человека в творчестве выдающихся булгаро-татарских, во-сточных и европейских мыслителей, гуманистов IX – XX веков;
- Булгаро-татары: на стыке континентов и цивилизаций.
Многогранная научно-исследовательская, педагогическая, историко-просветительская, журналистская и общественная деятельность в деле служения народа получает всё большее признание. Решением Учёного Совета Международной Педагогической Академии от 11 февраля 2001 года (протокол № 157) за заслуги в развитии науки и сотрудниче-ства между народами мне присуждено учёное звание Магистра Меж-дународной Педагогической Академии – первому и пока единствен-ному представителю булгаро-татарского народа, что накладывает на меня чувство особой ответственности перед народом.
Древнее аристократические роды Абсалямовых –Карачуриных и Ижбулатовых, к которым я имею честь принадлежать, как бы сфокуси-ровали в себе трагическую судьбу двадцатимиллионного народа, ко-торый начинает расправлять крылья для свободного полёта: народа, который должен занять в третьем тысячелетии достойное место в Со-дружестве Суверенных Народов Планеты Земля и свою ленту в это благородное дело я вношу по мере своих сил и возможностей.
Мидхат Резванович Ижбулатов
историк-краевед, учитель-методист интегрированной школы «Озарение» (1), татарской гимназии имени Г. Ибрагимова города Казани (2), автор спецкурса «Мирас» («Наследие»), МАГИСТР МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕДАГОГИЧЕ-СКОЙ АКАДЕМИИ (3), член Союза ЖУРНАЛИСТОВ Татарстана (4) , Казанского комитета «Просвещение» (5) и казанского комитета «Мәгариф», член ПРЕЗИДИУМА БУЛГАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОНГРЕССА (6), председатель историко-просветительного клуба «БУЛГАР аль-ДЖАДИД» («Новый БУЛГАР») г. Казань (7).
Казань
2001 год.
На 2013 год интегрированной школы «Озарение» Московского района г. Казани более не существует. Здание занимает 13 ая вечерняя школа, г. Казани (1), От историко-просветительский клуба «БУЛГАР аль-ДЖАДИД» («Новый БУЛГАР») г. Казань (7) выделились в 1997-1998 году Общественное Объединение «Булгарская община » г. Казани при Ассам-блее Народов Республики Тартарстан (Ныне МОО «Булгарская община» г. Казани при АН РТ), и Булгарский Национальный Конгресс.
Булгарский Национальный Конгресс (г. Казань) в 1999м году переиме-нован в Болгарский Национальный Конгресс (6).
Между МОО «Булгарская община» г. Казани и Болгарским Национальным Конгрессом взаимодействие и отношения отсутствуют с 1999го года.
Казань
2013 г.
Второе дыхание Великих Булгар
12 июня 2001 года – это День торжества Великих Булгар, когда они обре-тают второе дыхание и расправляют крылья для свободного полета, когда я увидел устремленный ввысь Большой Минарет с позолоченным полумесяцем, восставший из пепла, напоминающий космический корабль у подножия которого собрались тысячи людей в светлых одеждах, у меня перехватило дыхание от волнения.
Об этом я мечтал давно. Память возвращает в далекий 1974 год, когда я впервые ступил на священную землю древнего Булгара, откуда воссиял яркий Свет Ислама божественные лучи которого распространились по всему тюрко-булгарскому миру.
Я поднялся тогда по каменным ступеням Малого Минарета и обозревал сверху панораму нашей древней столицы. Но мало что можно было уви-деть: рядом Ханская Усыпальница, одинаково стоящее здание Казый Йорты (Черной Палаты), вдалеке руины Җәмигъ Мәчете (Соборной Ме-чети), а поодаль величественные здания Восточной и Северной Усы-пальниц (дюрбе). Лишь кое-где виднелись одинокие фигуры паломников и полная тишина. Истинная история в забвении и под негласным за-претом. Народ безмолствует и находится в состоянии полудремы.
Вдруг послышались голоса поднимающихся по ступеням Малого Мина-рета трех пожилых женщин, одетых по-мусульмански. Оказалось, что они из Ульяновской области. Они заинтересовались откуда я, где мои корни. Поведал им о том, что прибыл в Шахри Булгар из далекой Сибири, куда были сосланы мои родители из Благоварского района Башкортостана. Отец – Резван Ахунович Ижбулатов родной племянник генерала царской армии Хаджи-Ахмета Ижбулатова. Мать – потомок древнего княжеского рода карача-биев Абсалямовых-Карачуриных. У матери на руках в землянке скончалась пятилетняя дочь Рашида. Это было в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области в 1931 году.
А я же родился после Великой Отечественной войны, окончил Томский Государственный Университет, историческое отделение. У женщин сто-яли слезы на глазах. И это явилось поворотным моментом в моей жизни: я должен вернуться к своему народу, к своим булгарским истокам и до-нести голос нашего многострадального народа до мирового сообщества, его славную и древнюю историю. Много воды утекло с того времени…
В 1977 году я начал работать в Татарском Институте Усовершенствова-ния Учителей методистов кабинета истории и обществоведения. Это был черный период в жизни нашего народа. Москва наложила «Weto» («вето») на 800-летие Казани. И вот в таких условиях когда подлинная история двадцатимиллионного булгаро-татарского народа оказалась под запретом, я начал свою деятельность в Татарском ИУУ. Действовал целенаправленно. И первая лекция на летних курсах учителей истории на тему: «Актуальные проблемы истории булгаро-татарского народа в свете новых исследований» вызвала огромный интерес и широкий резонанс среди общественности Татарстана и России. С лекцией на эту тему я выступал в Казанском Государственном Университете, на 230-м заводе города Казани, перед учителями и школьниками не только Казани, но и во время командировок по Татарстану и на осенних межобластных курсах учителей истории Татарского Института Усовершенствования учителей, которые прибыли со всех концов Российской Федерации, начиная с Калининграда и кончая Владивостоком, Якутией и Бурятией. Было все: и благодарность слушателей, которых поражали смелость и новизна идей, мыслей, фактов, были и докладные в Татарский Обком КПСС по поводу того, что мои лекции представляют опасность для Татарстана, и что меня нельзя допускать до системы образования.
А в 1985 году две мои статьи «Гасырлар аша килгән мәгърифәт нуры» («Сквозь века к светочу знаний?» – См. журнал «Совет мәктәбе», 1985 год, №4) и «Мәдәниятыбыз чишмәсе» («Родник культуры». – См. журнал «Азат хатын», 1985 год, №9) были переданы Татаро-Башкирской редакцией радиостанции «Свобода» («Азатлык») в городе Мюнхене (ФРГ), которая в тот период считалась нашим идеологическим противников. Об этом мне рассказывали ученые, писатели, поэты, инженеры, врачи, учителя, которые слушали эти передачи с комментариями по поводу этих статей. А на меня в то время смотрели как на диссидента, которому пришлось покинуть Казань.
Представители интеллигенции говорят мне: «Вы всегда шли впереди своего времени!» Они помнят 1975 год, когда я высказывал свои идеи, мысли, концепции, которые в то время казались Утопией, и они поража-ются тому научному чутью и предвидению: насколько они оказались верны и актуальны в наши дни.
И все эти идеи, мысли, концепции заложены мной в авторской программе «Мирас» («Наследие»), где излагаются история, философия, литература, искусство и культура булгаро-татарского народа, начиная с древнейших времен и кончая нашими днями.
Решением Ученого Совета Международной Педагогической Академии (г.Париж) от 11 февраля 2001 года за заслуги в развитии науки и сотруд-ничества между народами мне было присуждено ученое звание Магистра Международной Педагогической Академии. До Октябрьской Революции звание Магистра из булгаро-татар имел только Садри Максуди, который окончил Сорбонский Университет в городе Париже. А на сегодняшний день я – единственный магистр из булгаро-татар. И это накладывает особое чувство ответственности перед нашим народом. И это придает мне силы.
К 1400-летию Ислама в России мною была написана пространная статья «Развитие Ислама, образования и науки в Шахри Булгаре и Казани, начиная с 737 года и кончая нашими днями, которая опубликована в га-зете «Татарские края», №№ 46, 47, ноябрь, 2000 г., в журнале «Фән һәм тел» («Наука и язык»), №1, 2001 год, в Сборнике Курултая татарских учителей, который проходил в городе Казани в феврале 2000 года.
Приятной неожиданностью для меня явилось включение этого материа-ла в Сборник «Болгарская Истина», который будет издан в городе Улья-новске обществом «Туган тел». Макет книги прислан в Казань Шаукатом Богдановым – одним из лидеров национального движения Ульяновской области.
Публикации своих статей по истории нашего народа и своей родословной (шәҗәрә) преподнес Председателю Содружества Болгарских мусульман Наилю Исмагиловичу Ибрагимову, женским мусульманским ор-ганизациям и во многие регионы России 12 июня 2001 года во время торжеств, связанных с Актом официального принятия Ислама булгарами.
Отдавая дань уважения своим булгарским предкам, приобщивших свой народ к исламской культуре в период Раннего Средневековья и в течение столетий сохранивших преданность дин-Исламу, помолиться за них перед Всевышним Аллахом и приезжали в Великие Булгары во все вре-мена. Посещали это священное место и в одиночку и группами – от Ка-лининграда до Владивостока, от Мурманска до Астрахани. Но такого мас-сового посещения Великих Булгар, которое состоялось 12 июня 2001 года, пожалуй, никогда не было. Здесь были также мусульмане из Багдада, Турции, Великобритании и других стран мира, которые совершали кол-лективный намаз на руинах Җәмигъ Мәчете (Соборной Мечети) – па-мятнике булгарского зодчества 13-14 в.в. рядом с Большим Минаретом, восстановленном на основе сохранившихся рисунков и чертежей. Такую же работу можно провести и на основе сохранившихся рисунков Белой и Красной палат – громадных общественных бань Великого Булгара и дру-гих общественных памятников Болгарского Государственного историко-архитектурного заповедника, который вместе с Казанским Кремлем и островом-заповедником Свияжск включен по решению ЮНЕСКО в список памятников мирового наследия. Это стало известно по возвращении делегации Татарстана из Парижа во главе с президентом РТ М.Ш.Шаймиевым, который был награжден Серебрянной медалью за внимание и бережное отношение к памятникам исторического Прошлого.
Это прекрасный подарок в предверие тысячелетнего Юбилея города Ка-зани – наследника Великого Булгара, которое по решению ЮНЕСКО будет отмечаться в 2005 году.
На Международной Исламской конференции, проходившей в Казани 8-11 июня 2001 года было сказано, что тысячелетие Казани – это событие, имеющее мировое значение.
2001 год. Мидхат Ижбулатов,
историк-краевед, Магистр Международной Педагогической Академии.
Комментарии: