В связи с расширением халифата, большое количество сподвижников покинуло Мекку и отправилось распространять Ислам среди их жителей отдалённых областей.
Во время правления Али бин Абу Талиба, Медина утратила свой статус политического центра Халифата. И даже, несмотря на это, что он всё ещё оставался центром скопления исламской мысли. А учения, которые зарождались в Куфе, Басре, также и других областях, поддержки среди их жителей не получали. И огромная заслуга в этом принадлежит правоведам из Медины, а среди них особо хочется выделить Малика бин Анаса аль-Ахаби.
Малик родился в 713 году хиджры, сам был родом из племени Химьяр. Прадед Малика являлся большим сподвижником, он участвовал во многих сражениях армии мусульман, тем самым принимая большое участие в джихаде. А дед Малика – имя его было также Малик, являлся одним из авторитетнейших учёных в Медине, пока жил Усман бин Аффан. Также пользовался уважением и дядя Малика Абу Сухайл, за свои глубокие познания.
Имам Малик учился всевозможным религиозным дисциплинам у многих выдающихся богословов своего времени. В их числе были и его дядя с отцом. А выучившись, он стал признанным имамом в области правоведения и хадисоведения, за это был известен далеко за пределами Медины. Он лично был учителем для таких людей, как аш-Шафии, Суфьян ас-Саври, Мухаммад аш-Шейбани, Ибн аль-Мубаррак. Эти его ученики, также и многие другие, в дальнейшем сыграли большую роль в исламском богословии, развивая и продвигая его. И именно на имама Малика указывают многие трактователи, говоря про известные слова Пророка Мухаммада (с.а.с.): «Близится то время, когда люди станут подгонять своих верблюдов, ища знаний, и не найдут они более знающего, нежели учёный из Медины», говоря, что Мухаммад (с.а.с.) говорит именно про Малика.
Современники имама Малика описывали его благочестивым и богобоязненным человеком. Он посвятил всю свою жизни служению своей религии и поклонению на пути Аллаха. Малик обладал отличной памятью, также имел глубочайшие познания касаемо грамматики, также лексики арабского языка. Оказывая своё уважение религиозным наукам, в то же время он старался избегать тех, кто стремился вступать в дискуссии по религии только лишь ради славы.
Да смилуется над ним Аллах, он настолько сильно чтил религиозные науки, что, прежде чем собирался давать уроки по хадисам, то прежде шёл совершать омовение, после чего выбирал самое высокое место, умащивал самого себя благовониями, причёсывал свою бороду, и, с выражением необычайного почтения и серьёзности садился, лишь после всего этого ритуала начиная говорить о хадисах. Когда его спросили, для чего ему это нужно, он ответил: «Я желаю возвеличить сам хадис от Посланника Аллаха (с.а.с.)»
Из всех трудов самым его знаменитым является труд под названием «Муватта» - это свод хадисов.
Известно, что Имам Малик говорил: «Знания – это свет, Аллаха даёт его тому, кому пожелает, далеко не посредством большого количества хадисов». Подобная почтительность и уважение к наукам говорят о его высокой степени познания Всевышнего Аллаха, также знаний касаемо будущей жизни.
Если же говорить о его намерении трудиться ради Аллаха путём Знания, об этом говорят слова Малика: «В религии спор – бесплоден». Также на это указывают слова от аш-Шафии: «Я видел, как Малику задали 48 вопросов, и он ответил «не знаю» на 32 из них». Если кто-то желает служить другому при помощи Знания, то он не посмеет не признаться другому в своём незнании. Если же он хочет служить самому себе, он никогда не признаться самому себе и другому в своей ошибке и незнании. Потому-то тот же аш-Шафии сказал ещё одну вещь: «»Если вспомнить учёных, Малик – это сияющая звезда, и для меня нет никого благодатней знаниями, нежели он». Также рассказывают, что однажды Абу Джафар аль-Мансур пытался запретить Малику рассказывать людям хадис о принудительном расторжении брака. А потом подослал к нему своего человека, который задал ему вопрос по принудительному расторжению брака. И Малик ответил перед народом, невзирая на запрет халифа: «Принудительное расторжение брака недействительно, таков хадис Пророка». За это Халиф отдал приказ избить его кнутом, однако имам Малик продолжил рассказывать данный хадис. Малик говорил так: «В том случае, если человек в своих словах правдив, не лжёт, то он будет наделён разумом и его не поразят слабоумие и телесные страдании даже в глубокой старости».
Имам Малик отрёкся от мирского. Со временем к нему начали стекаться большие богатства с самых разных уголков мира, причиной тому было распространение его знания, учеников. Эти деньги он всегда расходовал на пути Аллаха, тратил на благотворительность.
Неприхотливость, отрешение от мирского – не в отсутствии богатства, но в отсутствии в своём сердце любви к этому богатству. Тот же Соломон был отрешён от всего мира, что не мешало ему быть великим царём, правителем и судить многих людей, пользуясь у них огромным авторитетом. На презрение же Малика к мирской жизни указывают переданные слова аш-Шафии: «Увидел я Малика у ворот, с ним был табун Хорасанских скакунов и Египетских мулов. Красивее их я ещё ни разу не видел. Я сказал Малику: «Ради Аллаха, оставь себе хоть одного из них!» Малик же ответил: «Это подарок тебе, мне же стыдно по земле, в которой покоится Пророк (с.а.с.), топтаться копытами»» Щедрость Малика была огромна, он даровал всё это разом. У него было огромное уважение к земле, в которой лежит Пророк (с.а.с.), к земле Медины.
Последователи Малика в дальнейшем имели огромное влияние в Египте, Ираке, Андалусии, Северной Африке, и, конечно же, в Аравии. И даже в наше время последователи маликитского мазхаба есть, большинство их проживает в Тропической и Северной Африке. Также, некоторое количество маликитов живёт в Персидском заливе.