0 товара(ов)
0 руб.



Марджани. Педагог, историк, философ, просветитель...

Марджани был просветителем, религиозным деятелем, философом, и историком. И всё вышеперечисленное никак не охватывает всех сторон его деятельности, которая была очень, и очень многогранной. Он также являлся и этнографом, и археографом, и востоковедом. Преподавая науки, он был при этом превосходным педагогом.

Марджани

А уж если говорить про его знания, то их энциклопедичность можно сравнить только с энциклопедизмом просветителей Франции XVIII века – Руссо и Дидро.

Так каким же был путь Марджани к высотам признания?

 

Предки Марджани со сторон матери и отца принадлежали к известным фамилиям известнейших имамов-мударрисов. Самые свои первые сведения, касаемые истории, Шихабуддин приобрёл от деда, которого звали Субхан Абд аль-Карим. Он же владел, ко всему прочему, персидским и арабским языками.

Его дед со стороны матери обучал его Корану, фикху, сунне. Отец же Марджани был одним из уважаемых людей в Бухаре, получив там образование. Его приглашал на свои собрания сам эмир Бухары.

Со своим отцом Марджани занимался логикой, арабским языком, каламом.

 

В возрасте пяти лет Марджани лишился своей матери, после чего в достаточно суровой обстановке воспитывался собственной мачехой. Своё начальное образование Марджани получил в медресе, в которой преподал его отец. Шихабуддин, помимо того, что занимался в медресе, самостоятельно занимался в домашней библиотеке. С семнадцати лет он преподавал в этой же медресе, уже обладая достаточным количеством знаний для этого.

В это же время он составляет учебник морфологии персидского языка, будучи чрезвычайно неудовлетворённым существующим, по которому производилось обучение.

Отец и оба деда Марджани, будучи людьми образованными, привили мальчику большую любовь к Познанию, учению. А потому, даже полученное ныне образование Марджани не удовлетворяет. Он стремится к получению всё новых знаний, и в 1838 году он направляется для продолжения образования в Бухару.

 

Обучаясь в Бухаре в медресе, он не удовлетворён тамошней системой обучения, а потому совершенно самостоятельно занимается в местных библиотеках, которые были чрезвычайно богаты на ценные рукописи, аналога которым порой не было нигде. Деньги Марджани зарабатывал, обучая детей богатых людей. И хотя обучение в Бухаре не слишком соответствовало потребностям современного ему общества, он не счёл пребывание там бесполезным для него: во время обучения в Бухаре, он встречался со многими известными и прогрессивными учёными-современниками.

Так же, он всё больше и больше убеждается в необходимости полностью изменить систему исламского образования. Нынешняя кажется ему неэффективной, устаревшей.

А в 1843 году он отправляется в Самарканд. Этот город был одним из древнейших очагов Среднеазийской культуры. Там же он начинает обучение в «Ширдари», там же знакомится с Абу Саидом ас-Самарканди – известным на то время историком. По словам самого Марджани, именно из-за этого знакомства он и стал интересоваться историей, после чего приступил к исследованию книг на историческую тематику.

В том же Самарканде, обладая определённым багажом знания, Марджани хочет глубже узнать о взглядах своего соотечественника и предшественника Абу Насра аль-Курсави. Первую рукопись под авторством Курсави он прочитал в двадцать лет, она же оказала большое влияние на формирование его научных взглядов. В частности, она повлияла на сформированную им концепцию, которую он назвал «открытием дверей иджтихада», под которой он подразумевал вынесения личного суждения, касаемо общественно-правовых вопросов жизни мусульман, если отсутствуют прямые указания, либо рекомендации в Коране, или же Сунне.

Как можно видеть, в Бухаре Марджани формирует свои взгляды, как деятеля религиозного, не согласного со своими предшественниками только касаемо системы обучения. Но в Самарканде Марджани вплотную приступает к изучению исторических наук.

Когда Марджани вернулся в медресе «Мир-Араб», расположенное в Бухаре, то именно там он начал изучение истории, культуры, а также философии Востока. И именно под влиянием этих своих изучений, он пишет свои первые произведения, которые посвятил тюркским народам Средней Азии, а именно их истории.

После своего 11-ти летнего отсутствия, в 1848 году, приобретя богатый багаж знаний, Марджани вернулся на родину, где был назначен имамом-мударрисом в первой Казанской мечети. Назначение произошло в марте 1850 года.

Произошедшее в 1867-68 годах собрание мусульман с Приуралья и Поволжья назначает Марджани на должность мухтасиба и ахунда Казани (а это была одна из почётнейших религиозных должностей всего региона). Это явилось крупным признанием его деятельности от всего руководства мусульман. Также Марджани налаживает позитивный контакт и со светскими властями. Помимо прочего, он выполняет различные поручения губернской власти в Казани: он следит за выпуском издания Корана в типографии в Казани, а впоследствии выпускает и книгу, которую посвящает истории издания Корана на территории России, которой он был свидетелем и участие в которой принимал лично.

Также, по поручению же Казанской губернии, Марджани организует сбор денег, предназначенный для народов Кавказа, которые пострадали от землетрясения, лично составляет отчёты о прошедших бракосочетаниях, рождениях, а также смертях мусульман, отправляя их в государственные учреждения. Он же участвует на заседаниях суда, при произнесении мусульманами своих клятв.

Проходит время и Марджани постепенно становится известным человеком и за пределами Казани. Тому способствует и выпуск его работа: в том же 1870 году видит свет книга «Назратуль-хакк», которая содержит в себе новые для своей среды и времени религиозно-реформаторские идеи. Эта книга принесла известность Марджани не только в Казани, но и на Востоке, в странах исламского мира. Марджани стал заметным идеологом реформаторства в религии, он проложил и углубил традиции, введённые своими предшественниками А. Утыз-Имяни и А. Курсави, приспособив их под новые исторические условия.

Взгляды Марджани касаемо религиозных реформ, содержали как обращения к Корану, Сунне и словам муджтахидов, также в отдельных вопросах затрагивалась его концепция «Открытых дверей иджтихада». Это всё применялось им для того, чтобы «очистить» Ислам от поздних наслоений, и для реформы преподавания в медресе.

Его возврат к временам Пророка (с.а.с.) мыслился им самим, как «обновление веры». Сам же «возврат к прошлому», по его словам, заключался в «очищении» Ислама от наслоений, произошедших позднее, после чего он делался доступным для его понимания, касаемо новой социокультурной ситуации, которая возникла в Казанском крае во времена второй половины XIX века. Однако, в глазах религиозных деятелей, мыслящих консервативно, подобный его подход не был каким-либо «возвратом к прошлому».

Марджани близко знакомился и Русской культурой, в 70-80 годы XIX века. Он знакомился с учёными-востоковедами в Казанском университете. Марджани прекрасно знал И.Ф.Готвальда, профессора Казембека, академика В.В.Радлова, также О.С.Лебедеву, первого востоковеда среди женщин, также он общался со многими иными русскими учёными. Сотрудничал он и с В.Вельяминовым-Зерновым, а также с шейхом ат-Тантавы, котоыре были известными петербургскими востоковедами. Связь с ними он установил через своего ученика, Фаизханова.

Также, Марджани первый из всех мусульманских учёных избирается в Общество археологии, этнографии и истории, которое существует при Казанском университете. Будучи в нём, он активно участвует в его деятельности. На заседаниях этого Общества, он часто привлекал к себе внимание, своей колоритной фигурой в зелёном чапане и белой чалме.

В 1877 г. В Казани прошёл IV съезд  Общества, на него съехались порядка 300 учёных. Они приехали на съезд из многих Российских городов, также из многих городов, лежащих за её пределами. 13 августа академиком Радловым был прочитан доклад Марджани, который касался истории Казани и Булгара. Не далее, чем в 1844 году, данный доклад опубликовался на русском и татарском языках в материалах съезда.

 

Если говорить о педагогической работе Марджани, то это – ещё одна часть его деятельности, как просветителя. Причём, просветителя в самом широком смысле этого слова.

 

13.09.1876 в Казани была открыта Татарская учительская школа, в которой был курс восьмилетнего обучения. Эта школа готовила учителей для начальных классов, набор студентов был из татар. При всём при этом, преподавание велось исключительно на русском языке, кроме урока шариата. Из всего татарского мусульманского духовенства именно Марджани первым согласился на предложение преподавать в школе вероучение. Предложение шло от В.Радлова, инспектора школы.

Марджани выступил на открытии школы. В своём выступлении он призвал всех татар обучаться в школе. И в течение девяти лет он преподавал вероучение в Татарской учительской школе. Там же он входил в педагогический совет. Но, в результате разногласий с некоторыми учителями и с самим инспектором, он ставил преподавание в школе. За этот случай Марджани даже называли еретиком, вероотступником и миссионером. Обвинения сыпались, в основном от консервативных кругов мусульманского духовенства.

Позже, Марджани ведёт по своей программе в собственном медресе.

А в XIX веке, в 80-ые годы сильно расширяется его научная деятельность. На передний план этой деятельности вышли занятия философией и историей. В этот же период, Марджани пишет рукописный биографический словарь, который в конечном варианте включил в себя 6057 биографий писателей, учёных, общественно-политических деятелей Востока, и философов.

К этому словарю Марджани написал и введение – «Мукадима», оно тоже было издано. В этом введении Марджани описал историю зарождения наук Востока, после чего классифицирует их и подкрепляет написанное ссылками на высказывания деятелей мусульманской культуры, в ведении же он рассматривает основные религиозные школы из существующих, также направления в Исламе. Так что, по сути, это не стольок исторический, сколько мировоззренческий труд, который Марджани посвятил множеству аспектов и проблем духовной культуры на Востоке.

В этот же самый период получают издание  ещё несколько произведений Марджани. Среди них:

 «Истина познания, красота постижения», в 1880 году издаётся его сочинение на тему мусульманского права. В нём Марджани изложил свои собственные социально-политические взгляды.

«Кладезь сведений, касаемых дел Казани и Булгара» вышла в том же, 1880 году.

«Книга по зрелой философии, которая помогает объяснить учения ханафитов» вышла в 1885 году. В этом сочинении Марджани излагает свои религиозные взгляды.

 

Потенциал Марджани, как просветителя увеличили, причём увеличили многократно его путешествия в 80-ых годах, как по России, так и по странам Среднего и Ближнего Востока.

Ища материалы для своих исторических исследований, Марджани посетил древние развалины Булгара, чувашские, русские, татарские и мордовские сёла. 31.08.1880 он отправился в паломничество. В его ходе он посетил Измир, Стамбул, Каир, Александрию, Суэц и несколько других центров культуры Ислама.

При своём пребывании в Стамбуле, Марджани познакомился с автором «Чагатайских и османских языков» - этот сборник составил Кудратулаа аль-Кандузи. Там же он нашёл учёного Ахмада Джаудат-пашу.

В Стамбуле же Марджани снял копии к надписей на куполе мечети султана Салима.

Приехав в Каир, Марджани посетил Махмуд-бека аль-Фаллаки, и снял копии надписей со стен мечении Мухаммада Али-паши.

Просветительство Марджани охватило в 70-80 годах множество сторон общественной жизни татар. Была принята мысль о необходимости получения светского образования. Им была продвинута мысль о необходимости усвоения прогрессивного наследия культур прошлого (арабской, античной мысли), и настоящего (заподноевропейской и русской культур). Также, учёного заботили и вопросы воспитания в молодых представителей татарского народа их национального самосознания. Его беспокоило и благосостояние, и социально-экономическое, также политическое положение татар. Марджани пытался вызволить свой народ, пробудить его от спячки. И своим орудием он считал именно просвящение.

Мировоззрение его, которое синкретическим образом соединило в себе просветительство и религиозное реформаторство, отразило на себе диалектику развития данного периода в истории всего татарского общества. Учёный отвечал на самые различные вопросы, поднимающиеся в татарском обществе, которое постепенно развивалось по буржуазному пути: поднять культурный и социально-политический уровень татарского народа, «обновить веру», приобщить татар к современной цивилизации.

 

Религиозные убеждения Марджани можно просмотреть в его критике вопросов каляма (направления в исламской теологии). Калям широко культивировался в медресе в XVIII-XIX веках, и его знания для учеников считалось обязательным. Калям был включён в основную программу и считался одним из основных предметов.

«Китабуль-хикма аль-балига…» - в этом религиозном сочинении Марджани изложил проблемы каляма, причём сделал он это очень подробно. Там он комментирует основные догмы ханафистов, которые, по его собственному мнению, были учёными неправильно интерпретированы.

Марджани был предвестником джажитского движения на территории России, и именно Марджани заложил основу этого движения. Он положил начало реформе преподавания в медресе, также сделал всё от него зависящее, касаемо усвоения татарами достижении мировой науки и культуры. Марджани было написано более 30-ти произведений, часть которых была издана и на арабском языке и получила распространение и в странах Востока. В наше время обнаружены далеко не все произведения под авторством Марджани. Возможно, что некоторые экземпляры являются достоянием пары коллекционеров.

Деятельность Марджани, его заслуги перед своим народом в плане педагогии, истории, религии, философии и просветительства надолго останутся очень заметным явлением в истории. Его идейно-философские взгляды по многом оригинальны, во многом идут вразрез с жизненной позицией мусульман-консерваторов. Именно они и критиковали Марджани больше всех остальных на протяжении всей его деятельности.

Лидогенерация BulgarPromo - продвижение сайтов
Профессиональное создание сайтов