УДК 616 – 7 (091)
Латыпов Ф.Р.
ФГБОУ ВПО Уфимский государственный авиационный технический университет, г.Уфа, Россия
Письменная на протяжении всей своей истории, блистательная этрусская цивилизация (VIII - III до н.э.) на Апеннинском полуострове внесла огромный вклад в развитие культуры и передовых технологий на европейском континенте, в том числе повлияла и на прогресс в сфере медицины, фармакологии и экологии человека [1,3,5,9-10].
Археологические данные и анализ сообщений античных авторов показывает, что в середине IV в. до н.э. население Этрурии имело такую возрастную градацию: только 7,5% мужчин достигала возраста 60 лет, а 2,4% - возраста 80 лет. У женщин эти цифры были вдвое меньше, в основном, за счет многочисленных смертей во время родов. Детская смертность составляла 30 – 40%, в том числе от инфекционной болезни кори – 10 – 12% [10].
Больше половины людей умирало в возрасте до 30 лет. Политическим деятелям слава доставалась, в основном, при продолжительной жизни и неимоверной физической стойкости. Впрочем, такая картина в Италии наблюдалась и спустя 2,3 тыс. лет, когда в начале XIX века продолжительность жизни в Тоскане, в среднем, не превышала 30 лет.
В рассматриваемый период в Этрурии юноши в возрасте 14 лет, а девочки в 12 лет получали законное право вступления в брак (этрусск. puianec – «замужество»). Еще в VII в до н.э. этрусский царь Рима Сервий Тулий определил указом возраст мужчины, готового носить оружие и служить государству – 17 лет. Таким образом, этрусских мужчин в возрасте 17 – 46 лет вполне можно считать зрелыми и активными членами своего сообщества.
Между тем, установочные жизненные позиции основных жителей полуострова римлян, этрусков и греков существенно различались. В частности, наставник императора Нерона Сенека отмечал разницу между, если можно так назвать, «западным» мышлением римлян и «восточным» [9] (фатально – предопределенным) мышлением этрусков: «… существует разногласие между нами и этрусками, достигшими наивысшей премудрости в науке толкования молний…, с их точки зрения все происходящее не потому является знамением, что происходит, а напротив, происходит для того, чтобы служить знамением».
Таким образом, как самые набожные люди в античной Европе, этруски считали, что жизнь людей, (включая серьезные заболевания) полностью предопределена волей богов.
Она предусматривала сочетание профилактических мероприятий для предупреждения заболеваний и текущее лечебное воздействие на больных.
Профилактические мероприятия включали соблюдение норм гигиены (регулярное посещение бань *mansa, натирание кожи бактерицидным маслом (с последующий соскребанием его скребком), чистка полости рта, мытье ног). Также участие в атлетических занятиях (спортивных, воинских),соблюдение разных диет и режимов питания. Периодическая психологическая релаксация (музыка, танцы, пирушки с возлиянием вин (найдены множество ситечек для фильтрации вин), секс). Особым пристрастием этрусков, как отмечают исследователи, было создание красивой, жизнерадостной, удобной, уютной обстановки как в домах, так и в местах погребений.
Одежда, бижутерия, обувь также служили созданию приятного и приподнятого настроения. Среди этрусских наставлений в надписях бытовых предметах мы находим такие: «Быть в белом «прикиде» (одеянии) – значит быть привлекательным», «Учись светскому красноречию (laftna matulnas) и приобщай (cla cues) к этому других» [2,6]. Позже такую одежду и манеры общения переняли римские сенаторы.
Интерьер этрусских комнат (tulna) был переполнен многоэтажными на подставках подносами (iθal), ажурными жаровнями для отопления, великолепными кулюхвами и вазами, покрытыми канделябрами светильниками с ароматизированными фитилями. Наблюдалось обилие подушек с вензелями, узорчатых тапочек с задранными кверху (по-восточному) носами.
Женщины имели много золотых нагрудных украшений [12], красивых перстней и серег, пользовались множеством косметических средств, носили с собой маленькие алабастроны zizra с ароматическими настоями. Этим всем этруски отличались от окружающих их народов. Римляне говорили: «В нос ударило множество приятных дурманящих запахов – значит поблизости появились этруски».
По наличию в домах множества подушек, вышитых тапочек, по большому весу золотых ювелирных украшений, этруски имеют заметное сходство с казанскими татарами. Превалирование в быту у казанских татар этих же атрибутов отмечали еще в XVIII веке русские путешественники.
Уравновешенной морально-психологической обстановке в этрусском обществе способствовала система воспитания и обучения детей в целевых школах (это также стимулировало поддержание иммунитета людей на нужном уровне). В переведенном нами этрусском тексте TLE 2 с педагогическим уклоном (текст был нанесен на поверхность терракотовой плиты, установленной во дворике этрусской школы в древней Капуе (VI в. до н.э.)[6]), приводится перечень «благотворительных правил» (mulurizil picasri) и изречений авторитетных педагогов (Ледамса, Савкнеса, Лунаша и др.), которые способствовали развитию жизненной стойкости этрусков. При этом использовались фразы : «Трудности преодолевай более мужественно!», «При неудачах и проигрышах старайся не демонстрировать свои чувства», «Старайся (tra) больше участвовать в математических упражнениях», «Выбирай только светлые пути (мысли) в своем сознании», «Не сквернословь и не богохульствуй!».
Высокий уровень грамотности населения Этрурии (veliacaśca «умеющий читать») позволял украшать стены домов, крепостей, панно придорожных обелисков и бытовых предметов надписями, несущими заряд жизнерадостности, юмора, оптимизма [6].
Текущее лечебное воздействие на больных оказывалось посредством лечебных порошков (parax), настоев трав (suliś), бальзамов (lеiviś), медовых настоев (miel śerϕu), магическими заклинаниями (śuplum), обращенными к богам живущими в «Высших сферах блистательнейших» θapicun θapintaiś), к силам Земным (ceś zeriś).
Античный автор Геофраст упоминает о глубоких медицинских познаниях этрусков [10]. Он сообщает об использовании ими различных минералов при лечении. Известно также, что этруски первыми в мире освоили протезирование зубов золотыми мостами и вставками зубов животных [10-11].
Диагноз (по-этрусск. θi acnas «сказанное для прояснения») этрусские врачи ставили по тональности речи, по показателям пульса, виду ногтей и век пациента. У врача была целая библиотечка свитков с описанием признаков и способов лечения разных заболеваний. Аналогичные «этрусские книги» были разработаны и для описания социально-политических явлений. К этому классу описаний относятся и знаменитые «Сивиллины книги», приказом римских императоров переведенных на латынь и хранившихся в Риме в храме Юпитера на Капитолийском холме.
Рис. 1 Фоторепродукции набора хирургических инструментов, зубных протезов и таблички с заклинанием этрусков ,найденная на холме Монте Питти (Po 4.4).
Наше исследование надписи Po 4.4 показало, что текст написан от имени молочной кормилицы агропоместья (lautna). Имеет место обращение к верховному богу Tin. При этом используются эпитеты Velśu «Владыка», Clěustě «Высший Творец-Мастер» и призывы sθ «Спаси!», aθ «Помоги!», lθ «Осени мановением своего волшебного жезла!» [3,4].
В рассмотренном тексте используется древнейший тюркский лечебный термин imś (тюрк. imče «тот, кто высасывает ртом дух болезни из пациента»). Здесь просматривается аналогия с гуннским захоронением (Найон-Ола) и захоронением алтайской шаманки с плато Укок. Ее передние зубы были выбиты еще при жизни для облегчения «высасывания» духа больных во время лечебных процедур.
Известные авторитеты античной медицины Гиппократ, Гален, Эскулап (As -clepi «Из народа страны Асия (на западе Малой Азии)» имели пеласгское происхождение от народов, ставших субстратом при формировании этноса этрусков. Такой же основой пеласги являлись и для булгар (асов, пелар) Поволжья и Кавказа. Митохондрии булгар имеют тот же геномаркер G2a ,что и у этрусков. Это установили в институте этногенетических исследований в г. Павия в Тоскане. Указанный геномаркер также указывает на сирийско-месопотамское и закавказское происхождение этрусков.
В завершении настоящего сообщения хочется отметить, что еще многие этрусские артефакты и тексты, связанные с медициной, не найдены. Впереди нас ждут большие открытия.
ЛИТЕРАТУРА
© Ф.Р. Латыпов, 2015