Жил один знатный хорасанец и был у него раб Мубарак, который работал у него садовников. Однажды, хозяин повелел принести ему гранат. Но тот плод, что принёс ему Мубарак, оказался на удивление кислым. Он велел слуге принести другой, сладкий. Садовник принёс. Однако и он оказался кислее лимона. Хозяин взбеленился: «Да как ты не можешь отличить сладкий плод от кислого? Ты что, никогда не ел граната? Ты ведь столько времени работаешь у меня садовником!» На что садовник ответил: «Но я никогда не ел гранатов, ведь ты не давал мне на это разрешения»
Эти слова удивили владельца сада, и Мубарак снискал у него большое уважение.
У этого хорасанца была красавица-дочь. Многие жители сватались за неё, однако отец всё никак не мог решить, за кого же её выдать замуж. И тогда решил он посоветоваться с Мубараком. А он подсказал: «До того, как был Ислам, люди смотрели на род, евреи смотрят на его богатство, христиане же – на красоту, а последователи Ислама судят по религии человека». Хозяин удивился мудрости своего садовника. И, придя домой, сказал: «Я не вижу для нашей дочери мужа достойнее, чем Мубарак». И выдал впоследствии свою дочь именно за него.
Очень многие на тот момент просто не поняли этого поступка, ведь за его дочь сватались известнейшие и богатейшие люди города! А он отдал её за собственного раба, у которого не было ни денег, ни известности, ни известного происхождения. Однако, Мубарак избрал Ислам, а что может быть больше, чем путь Истины? И кто может одарить человека больше, чем Аллах?
Всевышний хозяина сада одарил его внуком, которому дали имя Абдулла. Впоследствии, он стал известен своим знанием, мужеством, мудростью и благочестию, а также целым рядом других качеств.
Об этом внуке, сыне мудрого раба-садовника и красивейшей дочери его хозяина, у нас и пойдёт речь.
Абдулла ибн Мубарак появился на свет в 118 году Хиджры. Родился он в городе Мерв, который находился на той территории, где сейчас стоит Иран. Из-за своих праведных родителей, Абдулла ибн Мубарак
Рос в благочестивой атмосфере, пропитанной любовью к религии и Знанию. Абдулла обладал уникальной памятью, что ему сильно помогало при его приобретении различных научных знаний.
Один из сверстников Абдуллы как то рассказывал, что в детстве они слушали учёного, который вёл проповедь. Проповедь была достаточно длинной. А после того, как он её закончил, Абдулла ибн Мубарак сказал, что запомнил всю проповедь целиком. Кое-кто из тех, кто присутствовал в тот момент рядом, не поверил ему. Тогда Абдулла ибн Мубарак встал и слово в слово пересказал всю длинную проповедь.
У Абдуллы ибн Мубарака спросили однажды, как ему удаётся запоминать всё настолько хорошо. А он ответил, что просто открывает книгу, и читает. А всё ,что ему необходимо запомнить, он запоминает безо всяких усилий – просто запоминает.
Как сейчас бы сказали, он обладал фотографической памятью.
Когда наступил 141 год по Хиджре, Абдулле было 23 года. В этом возрасте он покинул Мерв и направился в Ирак, ища знания. Он провёл в странствиях много лет, будучи учеником у известнейших учёных своего времени. Он посетил великое множество городов. Он посетил Суфяну Саври, Абу Ханифа, имама Малика и других, коим было неисчислимое количество.
Как говорил сам Абдулла ибн Мубарак, он «получил знания у четырёх тысяч учёных, после чего передал их от тысячи из них». А имам Ахмад говорил про Абдуллу ибн Мубарака, что в его времена не было просто никого, кто бы стремился к знаниям, как это делал он.
Рассказывают, что Абдулла ибн Мубарак пропутешествовал целый месяц только ради того, чтобы услышать одно единственное высказывание, которое передавалось от Хасана аль-Басри. Это высказывание: «Не приобретай дружбу тысячи человек путём вражды хотя бы с одним из людей». Как только Абдулла ибн Мубарак услышал эти слова, он немедленно пустился в обратный путь, сказав: «Я пришёл сюда именно ради этого».
Также, Абдулла ибн Мубарак очень любил уединяться. Когда его спросили, не бывает ли ему одиноко, он ответил: «Как может быть мне одиноко, если я нахожусь с Посланником Аллаха (мир ему!), и сподвижниками его?»
Однажды халиф Харун аль-Рашид приехал в один город. Однако народ вдруг стал стекаться, и поднялась очень сильная пыль. Из окна выглянула одна из прислужниц халифа, после чего удивлённо спросила, что здесь происходит. Ей ответили, что в город прибыл Абдулла ибн Мубарак. На это она воскликнула: «Вот это власть, клянусь Аллахом! А не та власть, которой обладает Харун аль-Рашид, к нему народ собирается только путём помощи слуг и жандармов!»
Суфяну Саври, хоть он и являлся учителем Абдуллы ибн Мубарака, а к тому же крупнейшим учёным исламского мира, говорил: «Взамен всей моей жизни, я бы хотел прожить хотя бы год, подобный тому, что проживает Абдулла ибн Мубарак. Однако, не могу быть даже похожим на него хотя бы три дня кряду»
Его поклонение и благочестие.
Рассказывал Касим бин Мухаммад, что, когда он путешествовал с Абдуллой ибн Мубараком, то, смотря на него, о всё размышлял о том, чем же так превзошёл всех, и как ему это удалось. Почему он обладает такой славой и такой известностью? Ведь мы держим такие же посты, и читаем такие же молитвы. «Если дело в хадже, то и мы совершаем хадж!» - думал Касим бин Мухаммад.
Однажды ночью они сели ужинать, и вдруг, в это время погас светильник. Когда наконец светильник был опять зажжён, то на лице Абдуллы ибн Мубарака были видны слёзы. И Касим подумал: «Его возвысила над нами богобоязненность. Скорее всего, когда погас светильник, он подумал про Судный день, из-за чего и не смог сдержать своих слёз».
Уже будучи в Сирии, Абдулла ибн Мубарак взял взаймы у кого-то одно единственное перо. А по приезду в Мерв обнаружил, что перо до сих пор находится у него. И он вновь уехал в Сирию, только для того, чтобы вернуть одолженное перо обратно хозяину.
Абдулла ибн Мубарак говорил несколько раз: «Мне приятнее отказаться взять сомнительный дирхам, чем раздать сотню тысяч дирхамов, и ещё сотню тысяч, и ещё сотню тысяч…» - он продолжал перечислять, пока не доходил до шестисот тысяч дирхамов.
Также известно, что Абдулла ибн Мубарак стоял в поклонении все ночи, и держал пост весь год – и в джихадах, и в путешествиях. Он не держал его только в те дни, когда пост был запрещён, а это лишь несколько дней в году.
Абдулла ибн Мубарак много времени был на границах своего исламского мира. Он защищал мусульман от нападений вражеских отрядов. Абдулла ибн Мубарак участвовал во многих джихадах. Известно, что он один год совершал хадж, а на следующий проводил, участвуя в очередном джихаде. И ему не было равных в воинском искусстве, как и в очень многом ином. До нас дошёл рассказ о случае, который свидетельствует о его воинском искусстве, а также великой его доблести.
Из стана противника, перед одной из битв, вышел воин, после чего вызвал на поединок с собой воина из числа мусульман. Вызвался воин и был сражён. Вражеский воин вызвал на поединок ещё одного. Вышел второй, и был сражён так же.
Тогда Абдулла ибн Мубарак обернулся и обратился к Абдулле бин Синану, давая ему наставления на тот случай, если он падёт. После чего вышел с врагом на поединок. И убил его. Потом вызвал ещё одного, и ещё… его сражение один на один продолжалось до тех пор, пока он не сразил шестерых, и после этого уже никто из вражеского стана не вышел, чтобы драться с ним.
Абдулла ибн Мубарак был известен и своей щедростью. Он занимался торговлей и был очень успешным купцом. Передавали, что он единовременно имел порядка 400000 тысяч динаров. Это были очень большие деньги на тот момент, ведь на один только динар можно было купить трёх овец! Умело торгуя, он получал громадную прибыль, однако его не интересовало ничто мирское. Всю свою прибыль с торговли он раздавал, следуя по Пути Аллаха.
Как говорил Абдулла ибн Мубарак, «Любовь к чему-либо мирскому сердца истинного учёного касаться не должна».
К Абдулле ибн Мубараку однажды пришли учёные и сказали ему, что они желают отправится на хадж с ним вместе. Согласившись, он только попросил денег, которые те собирались взять с собой в дорогу. Взяв эти деньги, он положил их в свой сундук и запер их на ключ. В пути он кормил их лучшей едой, расходуя только свои средства. Приехав в Медину, он поинтересовался, что просила родня каждого из них привести домой, после чего купит каждому всё, о чём тот пожелал. И в Мекке, по завершению хаджа он сделал то же самое. Он не перестал расходовать на попутчиков свои средства и на пути назад. А за несколько дней до прибытия на родину, он послал вперёд себя своих доверенных людей, которым поручил выяснить состояние жилища каждого из его попутчиков и произвести там ремонт, в случае необходимости. А через три дня после возвращения, ими было приготовлено угощение для всех попутчиков, и он пригласил их к себе домой. А как только они наелись, им было приказано принести его сундук. После чего он его открыл и вернул каждому его деньги, в полном размере.
Есть ещё одна история, говорящая о его большой щедрости. По пути в хадж, Абдулла ибн Мубарак увидел женщину, которая подбирала мертвечину. Абдулла ибн Мубарак напомнил женщине, что употреблять в пищу её нельзя. Она ответила ему, что она нищая и ей нечем кормить детей, а в этом случае это дозволено. Абдулла ибн Мубарак повелел своему слуге отдать женщине все имеющиеся у них на данный момент деньги, себе же оставил то, что ему хватило только на обратный путь. И он вернулся обратно, не совершив паломничества.
Однако люди, которые ехали с хаджа, приветствовали его и поздравляли с совершением хаджа. Он сказал им, что они не могли видеть его, поскольку его не было в этом году на Хадже. А они только удивились: «Но как так? Мы ведь видели тебя и возле Каабы, и близ Арафата, а также в долине Мина!»
Абдулла ибн Мубарак был эти сильно удивлён.
Однако в скором времени он увидел в своём сне Пророка (с.а.с). Он сказал Абдулле ибн Мубараку: «Не удивляйся, Абдулла! Ты помог тому, кто находился в беде, я попросил Аллаха, он создал ангела, похожего на тебя. И этот ангел совершил за тебя хадж».