0 товара(ов)
0 руб.



Серебряные булгары

    Известно, что «Серебряные булгары» являются русским переводом названия предполагаемого племени «Нухратские булгары» («нукрат» в переводе с арабского означает «серебро». Несмотря на то, что такое племя отсутствует в восточных источниках, оно достаточно ясно фигурирует в русских летописях. Именно с этими булгарами можно связать Нухратское городище, расположенное в бассейне реки Ахтай левого притока Камы. Казанский историк-востоковед Ш. Марджани назвал город «Нократ Болгары» («Нухратский Булгар» (2.)

    С энтонимом «нухрат» позднее был связан гидроним «Нукрат суы», «Нукрат иделе» («река Нухрат»), так звучит и в наше время в казанских печатных изданиях и разговорной речи название реки Вятки.

   Этот энтоним носит локальная группа татарского народа, проживающая в с. Карино Слободского района, в бассейне р. Чепцы, на правобережной ее части, вблизи устья.

   Литературовед и эпиграфист Али-Рахим,  исследовавший надгробья XIV века и остатки городища в этом районе, связывал эти памятники и в целом указанную группу татар именно с «нухратскими булгарами» (3), которые, судя по всему, непосредственно за известными событиями, когда в 1236 г. Через Волжскую Булгарию прошла вся монгольская армия под командованием Батыя, завоевав и разрушив ее города, в числе части булгар, уцелевших после побоища, обратились к владимирскому великому князю Юрию Всеволодовичу с просьбой дать им место для поселения. Юрий велел развести их по волжским и другим городам (4). К сожалению, источники, в частности русские летописи, не сообщают конкретных данных, по каким именно городам были размещены булгары и сколько их было.

   Учитывая тот факт, что город «Нократ Болгары» больше не восстанавливался после  разрушения, а также устные предания, передаваемые из поколения в поколение среди  каринских татар, и ряд эпиграфических объектов и памятников булгарской культовой архитектуры, есть все основания полагать, что именно «нухратские булгары», предки нынешних каринских татар, поселились во второй половине XIII века с разрешения великого князя в бассейне р.Чепцы, где проживали предки современных удмуртов («ары») или племя ару, по описанию ал-Гарнати, крупнейшего арабского путешественника, побывавшего в Волжской Булгарии в 1130, 1150-х годах,  видевшего своими глазами не только булгар, но и людей на севере, наиболее подробно и достоверно описавший их, чем его предшественники (5). Последствием этого переселения явилось то, что удмурты были вытеснены на северо-восток, вверх по течению р.Чепцы.  

     Касимов Гильман Гусманович, представитель известнейшей фамилии в с.Карино,  На основе данных архива Удмуртского института истории языка и литературы УрОРАН, Казанского института истории языка и литературы РАН. Центрального государственного архива древних актов (ЦГАДА) – в настоящее время – РГАДА и других источников, составил родословную чепецких татар, где указывает  время основания поселения Нукрат (Карино) -1250г. И называет булгарского князя – первого правителя предков каринских татар – Карабай.

    Что касается Арских князей, наместников Карино, то они появились значительно позднее, возможно в конце XIV – начале XV века после восстановления разрозненной Волжской Булгарии, входящей в состав Золотой Орды, когда рост социальных и политических сил обусловил перенос столицы на новое место – город Казань был построен в устье реки Казанки, в месте впадения ее в Волгу – центральную реку Восточной Европы, имеющую экономическое и  стратегическое значение, что  наиболее вероятно как выполнение условий договора, заключенного между вел. кн. Василием  и ханом казанским Уду - Мухаммедом 25 августа (?) 1445 года,

 В.В.Похлебкин так описывает эти события : Как известно, 7 июня 1445 г. у стен Спасо - Нфнмьевского монастыря под Суздалем на берегу р.Нерли состоялось сражение казанского войска под руководством Махмуда, сына Улу - Мухаммеда. Русские войска были разгромлены наголову,  в плен попали сам вел. кн. Василий II и его кузен кн. Михаил Верейский. Оба они были доставлены в Ставку Улу - Мухаммеда в Н.Новгороде, захваченном в апреле того же года, где согласились на все продиктованные им татарами условия мира. Последние были столь тяжелы и унизительны, что не были даже опубликованы, и породили чрезвычайную панику в Московском государстве.

Одними из условий, помимо огромной денежной суммы, были :

а)  назначение в русские города казанских чиновников дня сбора налогов и контроля за  получением контрибуции;

б)   разрешение татарам на возведение в русских городах своих мечетей."

 

(Отголоски тех событий находят своё подтверждение и г. Слободском. В „ Писцовой  книге г.Слободского 1629 года Доможирова среди посадских домов городской администрации того времени упоминается : „ ...двор Карынскаго татарина Отюка  Кулышева  Матфеека.  Кроме того, вне города была мечеть,  разрушенная  в  30 — х  годах  прошлого  столетия,  а  также  мусульманское  кладбище,  разделившее  участь  мечети  20 лет  спустя.)

 Была восстановлена, выражаясь современным языком, вертикаль власти. Было бы неразумным оставлять без внимания своих соплеменников поселившихся в Вятском меховом «Клондайке», проживающих там довольно значительное время, и, естественно, наладивших добычу и получение, в результате обмена и торговли, мехов.

    В подтверждении законности проживания на Вятской земле является тот факт, что в 1489 году, когда окончательно была завоевана и присоединена Вятка к  Московскому  государству, в  Москву, к великому  князю Ивану III были доставлены: «… и   Татарские Князья, то как они признали над собою власть В. Князя, и утвердили подданство  свое на всегда в России, то по сему и отпущены были на всегдашнее житье и обратно на Вятку.» (6).

   В дальнейшем каринским князьям давались грамоты на наместничество, оставляя за Государем право суда: «Грамоты даны Татарским князьям на владение Земель, и на прочие права в них прописанныя одна 7054 (1546) Князьям Муресатовым, другая 7061 –го (1553) Князьям Девятьяровым, третья 7064 (1556)  годов Князьям  Касимовым.» (7).

 

Автор: С. Пленкин

 

Примечания.

 

 1. Греков Б.Д. Калинин Н.Ф.  Булгарское государство до монгольского завоевания. В кн. Материалы по истории Татарии. Казань. 1948. вып.I., С. 107.  

 2. Мартджани Ш. Мустафад ал-ахбар фи-ахвали Казан ва Булгар (на арабском языке). Казань. 1897г. Т.I.С.10.

 3. Али-Рахим  Болгаро – татарские эпиграфические памятники в Вятском крае МОРРПТ. Казань. 1930г. Вып. 4.

 4. Татищев В.Н. История Российская. М. Л. 1963, Т. III. C.230.

 5. Путешествие Абу Хамида  ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131 -1153 гг.) Публикации О.Г.Большакова. А.Л. Монгайта. М., 1973Г.С.31,32,102,103.

 6. А. Вештомов  История ВЯТЧАН с 1181 -1781г. //Известия общества археологии, истории и энтографии. Т. XXIV, вып. 1-2. Казань 1908г. Стр.52-53.

 7. Там же стр. 66

Лидогенерация BulgarPromo - продвижение сайтов
Профессиональное создание сайтов