0 товара(ов)
0 руб.



Сарматское вооружение

Как мечи сарматов, предков булгар, стали мордовской бижутерией

Навершие сарматского меча

Хорошо помню, как в детстве я посещал Пензенский краеведческий музей. Больше всего там меня привлекали средневековые мордовские погребения. Среди позеленевшей меди на груди экспонатов были видны точёные каменные диски из серо-зелёного камня. Понятно, что это украшения, но почему такие и как они были сделаны? Прошли годы, и я об этом узнал.

 

Потом, уже в наши дни, музей подвергся реконструкции, скелеты из ящиков убрали, а вот под диском, перекочевавшим в витрину сарматских древностей, появилась надпись поясняющая, что это... навершие сарматского меча! Вот оно, значит, как! Значит, не только археологи раскапывали древние могилы, но и мордва! Находили сарматские погребения и брали из них то, что приглянулось! Вот так диски-навершия с рукояток мечей перекочевали из одних погребений в другие.

 

Ну, а чем примечательны эти диски на сарматских мечах и кто такие эти сарматы? Известно, что они родственники скифов и говорили на схожем с ними языке. Так же как и скифы, они занимались скотоводством, кочевали в причерноморских степях, куда пришли из южно-уральских степей. Несмотря на то, что главным родом войск у сарматов была конница, в военной тактике от своих предшественников они несколько отличались. У киммерийцев и скифов была лёгкая конница, у сарматов — тяжёлая: их лошади были не быстры, но чрезвычайно выносливы. И если киммерийцы и скифы стремительно проносились мимо противника и осыпали его ливнем стрел, то сарматы атаковали "в лоб". Пользовались они и более длинным мечом — 70-110 см, а также носили чешуйчатые металлические доспехи.

 

То есть именно сарматы были первыми европейскими рыцарями, если и не по своему социальному статусу, то уж по вооружению несомненно. Именно из них византийцы и римляне набирали свою тяжеловооружённую конницу катафрактариев, то есть "панцирников", и они же оставили нам красочные описания этих всадников. По словам одного из римских авторов, "все они сидели на своих лошадях, как статуи, к их конечностям были подогнаны доспехи, которые точно соответствовали формам человеческого тела. Они покрывали руку от запястья до локтя, а оттуда до плеча, в то время как пластинчатая броня защищала плечи, спину и грудь. Голова и лицо были покрыты шлемом с металлической маской, которые делают их носителя похожим на статую, потому что даже бёдра и ноги и самые кончики ног покрыты доспехом. Он соединён с панцирем прекрасным кольчужным плетением наподобие ткани так, что ни одна часть тела не останется видимой и непокрытой, потому что это плетение защищает руки и является таким гибким, что носители его могут даже сгибать пальцы".

 

Причём кони сарматов тоже были облачены в панцирные попоны для защиты от стрел, поэтому-то в столкновениях с теми же скифами они имели явное преимущество. Луки у них были мощнее, мечи и копья — длиннее, причём, последние настолько, что их приходилось держать двумя руками. Вот только не было у сарматов стремян, что также повлияло на манеру боя копьём. Ведь зажать его под мышкой и ударить противника всей массой своего тела было нельзя: по закону действия-противодействия так можно было бы и с коня свалиться. А вот нанести удар, удерживая копьё двумя руками, вполне возможно, только ударив и поразив врага, нужно было сразу его выпускать!

 

До нас дошла погребальная стела, на которой изображен как раз такой всадник с длинным копьём в правой руке и луком в кожаном налучье, причем, сам лук выгнут в обратную сторону. То есть это типичный сармат, либо по-сарматски вооружённый конный воин. Надпись на надгробии гласит: "Царица Динамия (поставила памятник) Матиана Заиндара памяти ради". Считается, что относится она ко второму веку до н. э., а происходит из причерноморского города Кепы.

 

Кстати, конь для того, чтобы нести всадника, пользующего таким копьём, должен был пройти соответствующее обучение. Оказывается, конь боится палки, которая мельтешит возле его правого глаза, и при этом забирает ногами влево, так что сесть на первого попавшегося коня из табуна и поскакать с копьём на врага было нельзя!

 

Прекрасный портрет воина сармата был найден во время раскопок в Танаисе. Это небольшая мраморная плита, которая была вделана в какую-то постройку. На ней греческая надпись о том, что эту постройку посвятил (вероятно, какому-то богу) Трифон сын Андромена, и рельефное изображение самого Трифона. Несмотря на греческое имя, это, несомненно, сармат. В довольно грубом, но выразительном рельефе скульптор изобразил Трифона, сидящим на небольшом степном коне, скачущем во весь опор. Одетый в чешуйчатый панцирь, со шлемом на голове, Трифон сидит на коне вполоборота, держа наготове двумя руками длинное и тяжёлое копьё. За плечами всадника развевается надетый поверх панциря плащ. Судя по тому, что Трифон изображен в виде воина, и по тому, что рельеф нашли около развалин юго-западной крепостной башни Танаиса, можно подумать, что плита эта была вделана в кладку самой башни или примыкающей к ней оборонительной стены, и что сам Трифон принимал участие в строительстве этих крепостных сооружений.

 

Вторым и очень важным видом оружия сарматов стал меч, причём, именно длинный! Согласно римскому историку Страбону, мечи были "огромных размеров, так что держать их приходилось обеими руками". Но это явное преувеличение, потому, что у самих римлян мечи были очень короткие. Первоначально они имели навершия, откованные заодно с хвостовиком клинка в форме кольца, ну, а сам хвостовик, видимо, закрывали деревянные рукоятки, обмотанные кожаными ремешками. Но потом мечи сарматов получили оригинальное и больше нигде не встречавшееся навершие в форме горизонтального выпуклого диска, больше всего напоминавшего "летающую тарелку" наших сегодняшних пришельцев, диаметром около 5-7 см, с просверленным посередине сквозным отверстием.

 

Перекрестия у него не было, что, скорее всего, говорит о том, что изначально он предназначался исключительно для поединков с воинами, не имевших щитов, и, видимо, эти длинные мечи тоже сыграли свою роль в разгроме скифов сарматами, так как скифские акинаки были достаточно коротки.

 

Интересно, что эти диски-навершия обычно делали из халцедона, хотя использовались и другие камни и даже стеклянная паста. Согласно данным археологов, своеобразная мода на халцедоновые диски, применявшиеся в качестве наверший для рукояток мечей и кинжалов, являлась своеобразным этническим признаком, а бусинами из халцедона украшались кисти или темляки у сарматских мечей. Также из халцедона, нефрита, роговика или кости делалась и скоба, которая крепилась на внешней поверхности ножен и через которую пропускали ремень, на котором подвешивали меч. Причём ремень носили через плечо, а не крепили на поясе. Сами ножны были деревянными. Их обтягивали красной кожей снаружи и тканью изнутри.

 

Сам клинок меча имел, скорее всего, линзовидную форму и был достаточно широким, плавно сужающимся в сторону острия. Те, кто видел покрытые ржавчиной остатки сарматских мечей в музеях, не должен думать, что они были такими вот толстыми, а значит и тяжёлыми. Дело в том, что от коррозии металл клинка "распухает", в результате чего может показаться, что его толщина составляла два и даже три сантиметра, тогда как на самом деле, она была значительно меньше и не достигала даже одного сантиметра. Не весили они и 10-15 кг, как почему-то считают некоторые. Чтобы всадник мог орудовать мечом, причём одной рукой, так как в другой он должен был держать поводья, вес этого оружия не превышал одного килограмма, чего, однако, было вполне достаточно.

 

А вот как закреплялся на рукоятке халцедоновый диск, если сама рукоятка (её обкладки) была деревянная, а в её основании находился железный хвостовик меча? Через отверстие в диске пропускали что-то вроде двузубой вилки, выходившей из бронзового, а то и золотого декоративного диска, часто украшенного в зверином стиле фигурами и цветными камнями. Концы "вилки" прочно сжимались деревянными обкладками, которые вдобавок обматывались кожей так, что диск на рукоятке держался очень прочно. Ну, а служил он не только для красоты, но и играл роль противовеса для тяжёлого железного клинка. Такими же мечами пользовались и воины древнего Боспорского царства, располагавшегося в Крыму и на Тамани, так что такие длинные мечи, ставшие впоследствии главным оружием и даже символом рыцарства, впервые появились именно здесь, а до того были известны только в Азии.

 

Так что если вы увидите в каком-то музее подобный халцедоновый диск, то знайте, что давным-давно он украшал рукоять древнего сарматского меча, а отнюдь не был сделан в качестве нагрудного украшения. В таком качестве их стали использовать уже позднее, когда от самих сарматов остались одни только их могильники!

 

Автор: Вячеслав Шпаковский.

Лидогенерация BulgarPromo - продвижение сайтов
Профессиональное создание сайтов