Мухаммад-Тахир родился в обществе Карах, селении Цулда, в 1809 году. Про него пишут, что настоящим его именем было Махаматилав, но позже, имам Шамиль дал мальчику имя Мухаммад-Тахир. И именно под этим именем знает его и мусульманский мир, и Россия.
Он, как и все муталлимы, получил в XIX веке прекрасное исламское образование. Он учился у Мустафы из Агнида, Курбан-Мухаммада из Корода, Хаджидибира из Гунуха и Мухаммадамина из Гидаля, помимо нескольких других богословов. Он получил прекрасные знания по тафсиру, исламскому праву, хадису, арабской грамматике, логике, философии и поэзии. Когда он окончил учёбу, но некоторое время работал в селении Тлярош кадием. Затем, с 1850 года был секретарём имама Шамиля. Одно время имам даже назначил его муфтием.
Если судить по письменному наследству, которое оставил Мухаммад-Тахир, то можно сказать, что этот человек был одним из самых плодотворных в плане работы учёным своего времени. Он написал работу, которая является до сих пор одним из самых всеобъемлющих текстов о Кавказской войне. Также, это полнейший очерк о деятельности и жизни имама Шамиля начиная с 1830 года и до 1870-го. Завершена была книга в 1872 гожу, однако её не издали в той форме, которую видел и написал неё автор.
По просьбе Мухаммад-Мирзы, сын Мухаммад-Тахира Хабибулла сделал ряд сокращений в книге. Это было сделано с той целью, чтобы получить разрешение от царской цензуры, однако даже тот, отредактированный вариант не удалось опубликовать. Однако, из-за своего содержания, данная хроника Кавказской войны и шамилевских битв получила очень большое распространение на Кавказе, также в Дагестане, Египте, Турции и целом ряде других арабских стран. Эти же хроники были позже переведены на русский язык и изданы, уже имея название «Блеск дагестанских шашек». Перевод был осуществлён Барабановым и Крачковским.
Кроме всего прочего, Мухаммад-Тахир оставил богатейшее наследие по вопросу исламского права, богословию и грамматике. Также сохранилась его личная библиотека.
После времени Кавказской войны, после её полного завершения (на тот момент времени) Мухаммад-Тахир решил переехать в Темир-Хан-Шуру, где работал одно время кадием, а потом и старшим кадием в Дагестанском народном суде. Сам факт подобной работы уже даёт нам право называть его знатоком исламской юриспруденции – проработав в суде на подобной должности, поневоле начнёшь разбираться в законах и уставах, а также ходе судебных разбирательств.
Его письменные труда были написаны им в эти годы. Из различных источников, нам известно, что он провёл некоторое время в селении Урада, живя у Муратазали из Урада. Вполне возможно, что его пригласили туда, как кадия, а он этим воспользовался, и к тому же принял решение поучиться и у кадия.
Мухаммад-Тахир имел большой авторитет среди населения. Его талант, как дипломата и оратора часто предотвращал побоища, и даже кровопролития среди джамаата. Именно из-за его стараний, очень многие спорные и рискованные вопросы решались мирным путём, без прямого конфликта. Даже те вопросы, которые по принятому обычаю требовали кровной мести. Его безупречнейшая репутация, как честного и чистого человека, дала ему полное право выступать в роли миротворца во многих ситуациях. При этом, он отказывался от какой-либо помощи. От различных источников мы знаем, что даже деньги, которые выделял ему имам из общей казны, он не брал – настолько он был честный и богобоязненный.
В духовной поэзии аваров Мухаммад-Тахир занимает особое место. Все его произведения пронизаны глубоким чувством этики, а также уважениям к имамам. Мы видим, что в своих назму им ставилась цель – дать газавату правовую оценку, а также выставить порочность общества напоказ.
Мухаммад-Тахир также смело опровергает и тех учёных, в негативном плане представляющих газават. Это ему во многом удаётся. В основном, потому, что Мухаммад-Тахир находился с имамом Шамилем много лет, слушая его рассказы и видя воочию, как организовывается в имамате низам. И он был огорчён, когда после того, как имамат пал, люди стали тянутся к царскому режиму. Это его огорчение отражается и в его поэзии на которую вообще очень сильно влияли события его жизни.
Среди его остальных назму можно встретить элегию на смерть такого человека, как имам Газимухаммад, также можно увидеть касыду, посвящённую событиям в Ашильте, также стихотворные произведения других жанров.
Доступ к личной библиотеке Мухаммад-Тахира был открыт совсем недавно. И любой исследователь найдёт в ней интересный для себя материал.
Мухаммад-Тахир покинул наш мир в 1882 году. Его могила расположена в селении Цулда (Чародинский район).