ЧТО ТАКОЕ «КУЛЬТУРНОЕ КАЗНОКРАДСТВО»
Все 70 с лишним лет господства исторического вранья в республике процветал невиданный промысел — культурное воровство, которое я бы назвал «культурным казнокрадством».
Как известно, культура татарского народа, провозглашенного Г. Ибрагимовым и М. Султан-Галиевым перед первой мировой войной, весьма небогата собственно татарскими элементами. Кроме большевистских прокламаций, доносов М. Султан-Галиева и антиисламских произведений Ф. Амирхана и Г. Ибрагимова в сокровищнице татарской культуры находятся произведения еще нескольких классиков татарской пролетарской литературы и труды маститых исследователей фантастических периодов «Золотой Орды», «Казанского ханства» и «строительства коммунизма». Сами понимаете, негусто.
Вот и стали некоторые деятели татарской культуры заниматься вместо трудного дела созидания культурных ценностей... культурным казнокрадством. Тем более, что эта лихая работенка не требовала больших затрат интеллектуальной энергии, которой всегда так не хватало невежам. Вначале культурные казнокрады включили в татарскую культуру булгарские песни (изменив тексты многих из них), танцы и праздники (сабантуй, к примеру), а затем посмертно зачислили в татары (как в какую-нибудь воинскую часть) и знаменитых булгарских политиков, ученых, писателей и просветителей. Уже известного нам Кул Гали (1172 — 1242 гг.), Мохаммедьяра (1502 — 1552 гг.), Ризаутдина Фахретдинова (1859 — 1936 гг.) и многих-многих других.
Пусть читатель сам оценит трагикомичность такой ситуации. Кул Гали героически сражался против... татарских завоевателей (см. в сборнике «Сузiр'я», вып. 28. Киев, 1989, с. 244 — 247). Мохаммедьяр в своей поэме «Тухва-и Мардан» (1540) так бичевал ненавистных народу служилых татар:
Эх, несчастный и тупой татарин,
Ты похож на собаку, кусающую своего хозяина.
Ты нечестив и болезненный, негодяй и бесчеловечный.
Глаз твой черный, ты собака преисподней...
Вид твой противный, взор твой злой,
Снаружи и изнутри ты вшивый, полон всяких сплетен
(Перевод Ш. Ш. Абилова).
А Ризаутдин Фахретдинов — духовный вождь булгарского народа — всю жизнь и перед самой смертью, чуть опередившей сталинский топор, неустанно говорил: «Мы булгарские тюрки, булгары; называть нас татарами неверно» (см. в журнале «Казан утлары», N 1. Казань, 1984, с. 108).
Зато культура татар Волго-Урала — за счет украденного у булгарской культуры — стала намного богаче и древнее (все булгарское допролетарского периода стало называться древнетатарским).