К наиболее отвратительным моментам антибулгарской политики русского царизма следует отнести и попытку имперской России расколоть булгарскую нацию на этнографические группы и стравить их между собой. Но большинство всех этнографических групп булгарской нации (булгар-мишар, казанских булгар, булгар-тептяр, нукратских булгар, астраханских булгар, булгар-каратаев, сибирских булгар, булгар-нагайбаков, булгар-кряшен, приуральских булгар-башкортов, булгар-гайнинцев...) не попалось в сети колониальной политики «разделяй и властвуй» и сохранило единство булгарской нации. Булгарскую культуру конца XVI — начала XX в. питало творчество поэта из мишар Габдрахима Утыз-Имяни Булгари и певца Булгара из тептяр Гали Чокрыя, великого просветителя из башкортов Ризаутдина Фахретдинова и этнографа из мишар Гайнетдина Ахмарова, писателя из башкортов Т. Ялчыгула и историка из казанцев Ш. Марджани, летописца из сибирцев Тахтагула и пламенного публициста из гайнинцев М. Вахитова, сказителя из башкортов Акмуллы и литератора из мишар Гаяза Исхаки, философа из казанцев Курсави и драматурга из сибирцев Курмаши...
После
Мрачные времена большевистско-советской диктатуры прошли, и к власти в республиках Татарстан и Россия в
По-прежнему руководства республик Татарстан и Россия не признают булгар в качестве особой нации и насильственно включают их в искусственно созданную большевиками «татарскую социалистическую нацию» путем принудительной выдачи им через органы МВД официальных документов (паспортов и др.) с записью «татарин» или «татарка» (приведем в качестве примеров недавнее скандальное решение Совета Министров республики Татарстан о вписании в паспорт булгарского композитора Луизы Батыр-Булгари термина «татарка», хотя она является и указала себя булгаркой, и аналогичное решение властей России в отношении булгар Оренбурга).
По-прежнему руководства республик Татарстан и Россия отказывают булгарам в государственных ассигнованиях на развитие булгарской культуры.
Булгарам по-прежнему практически запрещено:
— изучать свой собственный булгарский литературный язык — «тюрки»;
— знать свои обычаи, историю, алфавит, культуру;
— праздновать свои национальные праздники;
— иметь свои профессиональные средства информации, учебные заведения, печать, учреждения культуры, науки и искусства, представительство в органах власти, даже культурные центры и просто постоянные помещения для проведения каких-либо самодеятельных культурных мероприятий или развертывания народных выставок, библиотек и музеев (так, в
По-прежнему запрещается учитывать булгар в качестве особой нации во время переписей населения, по причине чего неизвестна современная численность булгар.
Практически не издаются книги булгарских писателей.
При этом отдельные представители Совета Министров республики Татарстан, некоторые татарские ученые и писатели в своих речах и книгах открыто оскорбляют национальное достоинство булгар, деятелей булгарского просвещения. Складывается даже впечатление, что эти лица соревнуются в том, кто оскорбит булгар посильнее. Особенно отличаются в этой истерической антибулгарской кампании бывший заместитель председателя Совмина республики Татарстан М. X. Хасанов, татарский археолог Р. Фахрутдинов, татарские писатели-«интернационалисты» Р. Батулла, Р. Харис, М. Аглямов, Д. Валеев, Т. Айди, Н. Фаттах, Т. Минуллин, Р. Мустафин (до недавнего времени — председатель комиссии по межнациональным отношениям Казанского горисполкома). Книги, оскорбляющие национальные чувства булгар, издаются и в России.
Руководство республики Татарстан, как и прежнее правительство Советского государства, доходит даже до того, что право определения национальности булгар предоставляет не им самим, а всецело подчиненной руководству республики Академии наук Татарстана! Но это уже настоящий государственный расизм, которым отличался гитлеровский фашизм и который осужден Мировым Сообществом!
Все это находится в вопиющем противоречии с Документом Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ
При всем при этом призывы булгар к руководствам республик Татарстан и Россия о прекращении антиконституционной, антидемократической и бесчеловечной дискриминации булгарского народа игнорируются.
Данная политика руководств республик Татарстан и Россия является грубым, издевательским и безнаказанным попранием абсолютно всех национальных прав булгарского народа.
Булгары хотят жить в дружбе со всеми нациями мира, в том числе и с татарской, и с русской. Они доказали это своей многовековой мирной жизнью с соседними народами и традиционной лояльностью властям. Но одновременно с этим булгары не желают мириться с тем, что вот уже длительное время они подвергаются беспрецедентной дискриминации, угрожающей им ныне национальной катастрофой.
КМБО еще раз обращается к руководителям республик Татарстан и Россия с настоятельным призывом немедленно прекратить дискриминацию булгарского народа — национального меньшинства в Российской Федерации — и охранять все его национальные права. Если наш призыв и на этот раз не будет услышан, то КМБО оставляет за собой законное право обратиться к Международному Сообществу, ООН с просьбой о применении санкций против республик Татарстан и Россия за грубые и систематические нарушения ими общепризнанных национальных прав булгарского народа и о признании антибулгарской политики наиболее человеконенавистнической формой национальной нетерпимости.
Одновременно КМБО призывает булгарский народ, у которого власти республик Татарстан и Россия отобрали даже право на собственное национальное имя, письменность и язык отцов и матерей, быть готовым к развертыванию ненасильственной борьбы во имя спасения булгарской нации.
Довольно булгарам, внесшим значительный вклад в мировую цивилизацию, оставаться бесправными рабами на своей собственной земле!
X. Г. Габдрахманов.
Председатель КМБО.
Р. Г. Сибгатуллин.
Секретарь КМБО.